Главное сегодня

28/03/2024 ВСЕ НОВОСТИ
20.09.10 11:40
| Просмотров: 387 |

Русские либералы на рандеву

Владимир Соловейчик


Недавний случай с осуждением на 14 суток административного ареста лидера питерского отделения РНДС Андрея Пивоварова, его пребывание в изоляторе на Захарьевской и последующее досрочное освобождение после рассмотрения кассационной жалобы всколыхнул общественное мнение Петербурга. И не зря. Ведь среди современных русских либералов стали зримыми две тенденции. Проявились они задолго до «дела Пивоварова». Но совершенно неожиданное для многих решение мирового судьи об аресте превратило молодого (на днях Андрею исполнится 29 лет) оппозиционера в фигуру, ныне равнозначную по влиянию «историческим статусным вождям» либерального электората города на Неве.

Либерал Пивоваров в таком общественно значимом деле, как борьба за свободу слова и собраний (а ведь это не просто 31-я статья Конституции РФ, но и краеугольный камень демократии!) выступил как настоящий оппозиционер. Не просто пришел на совместные акции со сторонниками Эдуарда Лимонова, но и выступил, причем неоднократно, одним из их организаторов, за спинами задерживаемых и избиваемых не прятался, не стоял в стороне и в результате оказался за решеткой. Так же, как и после первого «Марша несогласных» 3 марта 2007 года, когда Андрея от задержания не спас даже статус зарегистрированного кандидата в депутаты петербургского Законодательного Собрания.

Урок марта 2007 года статусным «оплотам питерской демтусовки» впрок не пошел. В отличие от Пивоварова или, например, уважаемого всеми действительного демократа без всяких кавычек и оговорок Александра Скобова, они до самых последних дней твердили о митингах у Гостиного Двора одно: «На эту акцию приходят только экстремисты, специально напрашиваясь, чтобы их посадили». Такой подход новостью ни для кого не стал. Еще осенью 2006 года молодые ребята, лимоновцы, оказавшись в стенах городского парламента, разбросали листовки с социальными призывами - и провели несколько месяцев в «Крестах». Благодаря – в немалой степени – стараниям тогдашнего фактического руководителя «демократических депутатов» Михаила Амосова. Подписав обращение с требованием наказания «опасных смутьянов» в прокуратуру интеллигентнейший Михаил Иванович оказал немалую услугу действующей власти - не раз и не два приходилось слышать в качестве довода, оправдывающего отсидку карбонариев: «Ведь даже Амосов добивался, чтобы их наказали!...» Впрочем, самому ему прогиб хозяевами города не помог – возглавляемый Михаил Ивановичем список был все равно снят с выборов. Впустую провисели щиты с ликом «правозащитника» и подписью под парсуной, что это-де – «честно»… Как не дала принципиальнейшему Михаилу Ивановичу места в новом городском правительстве за три с половиной года до этого торговля с кандидатом в губернаторы Петербурга Валентиной Матвиенко и запоздалая поддержка ее кандидатуры перед вторым туром выборов.

Читатели, наверное, могут мне возразить, что к чему-де, мол, ворошить, давнее и не столь давнее прошлое: в «деле защиты Пивоварова» все питерские либералы, кроме ОГФ, наконец-то выступили заодно. Это так, однако, две линии, о существовании которых шла речь в начале моего текста, от этого никуда не исчезли. Линия, как говаривал Салтыков-Щедрин, на то, что «погодить надо» и строить свою политическую линию «применительно к подлости» власть и деньги имущих в надежде, что и «нам-де на развитие либеральных идей что-нибудь когда-нибудь перепадет». И линия на то, что либеральные принципы только тогда смогут быть восприняты гражданами, когда они увидят, что их носители на практике стараются быть действительными демократами. (Вопрос о перспективе либеральных идей в современной России автор сейчас сознательно оставляет за скобками.)

Мы видим, как наиболее толковые и понимающие народные настроения представители либерального лагеря, активно участвуют не только в чисто политических кампаниях, но и в акциях социального протеста. Митинги против уплотнительной застройки и вырубки скверов, как это было, к примеру, на улице Ивана Фомина, против коммерциализации бюджетной сферы, кампании в защиту прав студентов. Будучи их давним и неизменным идейным оппонентом, я не могу не отозваться с уважением о таких социально активных гражданах, как уже упомянутые выше Андрей Пивоваров и Александр Скобов, или, допустим, Сергей Кузин и Элина Токаревич.

Но есть и прямо противоположные примеры. Тот же бескорыстнейший Михаил Иванович Амосов в разгар противостояния обитателей домов вблизи бульвара Крыленко и застройщиков не постеснялся пригласить к себе на беседу представителей инициативной группы, чтобы пропеть им дифирамбы в адрес «социально ответственной компании». В итоге бульвар вырубили, для жителей так ничего обещанного и не сделали, инициативная группа фактически распалась. Да и странно было бы ожидать иного. А сколько раз по разные стороны баррикады с жителями Гражданки из-за застройки скверов оказывались ближайшие соратники милейшего Михаила Ивановича из прежней муниципальной власти?

…С точки зрения юридической «дело Андрея Пивоварова» еще не закрыто. Но вне зависимости от того, какое решение примет мировой судья по месту жительства, в политическом плане эта ситуация окажет влияние на положение дел в либеральном лагере. Если на смену амосовым там действительно придут пивоваровы, рандеву русских либералов с гражданами РФ может оказаться более успешным. Такой шанс у либералов появился. Вопрос лишь в том, сумеют ли они им воспользоваться.