Главное сегодня

08/12/2019 ВСЕ НОВОСТИ
29.08.10 23:15
| Просмотров: 235 |

Негромкий юбилей

Владимир Соловейчик

Накануне первого дня осени всю нашу страну по вполне понятным причинам охватывает лихорадка. Чиновники и маститые профессора, учителя и родители, учащиеся и студенты понимают, что лето прошло, каникулы завершились, пора кому - за парты, а кому - в университетские аудитории. Проводятся педсоветы, шумят школьные базары. Суета сует подменяет собой серьезный разговор о проблемах образования.

Впрочем, даже его наличие не означало бы, что мнение родителей и педагогов чиновники будет учтено. Сколько было нареканий по поводу ЕГЭ – система тестов и натаскивания в выпускных классах исключительно на их успешное преодоление жива и процветает. Как ни критиковали введение системы автономных учреждений – в дополнение к соответствующему Федеральному закону в минувшем мае утвержден еще один, фактически предусматривающий перевод почти всех бюджетных учреждений на коммерческие рельсы. Немало споров вызвало непродуманное введение системы «магистратуры и бакалавриата» - однако от участия России в т.н. «Болонском процессе» никто из руководителей образовательной сферы отказываться так и не собирается.

В результате вся «реформа образования» практически свелась к трем «достижениям». К ликвидации того, что еще осталось от советской средней и высшей школы, вынужденному приспособлению педагогов к «жестоким реалиям рынка» путем легализации различных поборов с учащихся и их родителей да попыткам ускоренного введения «закона божьего», подаваемого ныне власть имущими в красивой упаковке «основ православной культуры». Оно и понятно: идеалом для «кремлевских модернизаторов» была, есть и будет дореволюционная Россия. Где под перезвон колоколов, ложь задавленных цензурой газет и заранее разученные филерами охранки, изображавшими «верноподданный люд», овации правящая элита лихо обделывала свои делишки, торгуя оптом и в розницу национальными интересами страны и кровью русских мужиков, одетых в солдатские шинели. В такой стране грамотные, образованные, самостоятельно думающие граждане были не нужны. Более того – крайне вредны. И потому многих из них ожидали лязг кандалов, каторга и ссылка, казачьи нагайки и «столыпинские галстуки».

Вопреки широко тиражируемым ныне мифам о «прекрасной жизни» при царском режиме, с просвещением в дореволюционной России дело обстояло, мягко говоря, не очень радостно. По данным переписи 1897 года, в составе всего населения Российской империи был 21 % грамотных, а за вычетом детей до 9 лет — 27 %.. Несмотря на некоторый прогресс промышленности, требовавший большего количества толковых и образованных мастеровых людей, к 1917 году большинство населения страны оставалось неграмотным.

26 декабря 1919 года Совет народных комиссаров РСФСР решил на практике претворить в жизнь известную мысль Фридриха Энгельса о том, что «все люди в равной мере имеют право на образование и должны пользоваться плодами науки», и принял декрет «О ликвидации безграмотности в РСФСР». Отныне все население Советской России от 8 до 50 лет, не умевшие читать или писать, было обязано учиться грамоте на родном или – при желании - на русском языке. Одновременно декретировалось создание школ для переростков, школ в детских домах и колониях.

Учили чтению, письму, счету. Как правило, несколько месяцев по 6 - 8 часов в неделю. Для взрослых учащихся сокращался рабочий день с сохранением заработной платы, предусматривалось бесплатное снабжение букварями, которые тогда впервые в нашей стране начали издавать массовыми тиражами, учебными пособиями, письменными принадлежностями. Часть пособий, кстати, была напечатана за рубежом с оплатой из весьма скудных тогда валютных фондов молодой Советской республики. Одна лишь эта деталь говорит о многом: большевики за валюту печатали учебники, а нынешняя элиты скупает за рубежом яхты, виллы и представительские лимузины.

ПО ТЕМЕ Раб, ведущий детей

В итоге за первые десять лет после Октябрьской революции в нашей стране было обучено 10 миллионов взрослых, из которых более половины пришлось на граждан РСФСР. Но, несмотря на это, СССР занимал по уровню грамотности лишь 19-е место среди стран Европы, уступая таким странам, как Турция и Португалия, горожане были намного грамотнее жителей села, а мужчины существенно опережали женщин.

Для прорыва были необходимы экстраординарные меры. И они воспоследовали: 14 августа 1930 года было принято постановление Центрального исполнительного комитета Союза ССР (этот орган тогда играл роль коллективного главы государства) и Совета народных комиссаров СССР «О всеобщем обязательном начальном обучении». Не только обязательном, но и бесплатном. Введение всеобщего начального обучения создало предпосылки для полного распространения грамотности. К 1936 году государственными образовательными учреждениями и общественниками-учителями, в основном, комсомольцами, было обучено около 40 миллионов, не умевших читать и писать. В результате, по данным Всесоюзной переписи населения 1939 года, грамотность лиц в возрасте от 16 до 50 лет приблизилась к 90 %. Интересно, что покажет нам в этом отношении предстоящая в ближайшем октябре очередная Всероссийская перепись?

80-летний юбилей введения обязательного начального обучения в нашей стране власти и приближенная к ним «педагогическая общественность» предпочли не заметить. Он получился негромким. Но оттого не менее значительным. Как память о событиях подлинной, а не фиктивной модернизации нашей страны.

ПО ТЕМЕ Российская школа 2000-2010: не в коня корм