Главное сегодня

28/03/2024 ВСЕ НОВОСТИ
11.01.17 04:10
| Просмотров: 447 |

На месте Дадина

Павел Смоляк

После Нового года осужденный за проведение мирного пикета Ильдар Дадин по телефону сообщил жене, что находится в колонии в Алтайском крае. До этого звонка почти месяц родные и друзья активиста ничего не знали о его судьбе.

В алтайской колонии Ильдар Дадин оказался после просочившегося прессу письма об издевательствах и пытках в карельской колонии. В ноябре 2016 года Дадин писал, что его постоянно били, не давали спать, мучили громкой музыкой, оставляли ночевать в камере на холодном полу, не разрешали встречи с женой и адвокатом.

Публикация в «Новой газете» вынудила Федеральную службу исполнения наказаний отстранить начальника карельской колонии от работы, пока идет проверка изложенного в письме Дадина, а Ильдара лично в колонии посетила уполномоченный по правам человека в России, бывший генерал милиции Татьяна Москалькова, и после (с ее слов) добилась перевода Дадина в «лучшую в России колонию».

Почти тридцать дней родные ничего не знали о судьбе Ильдара. В службе исполнения наказания все тридцать дней официальным тоном цитировали внутренние правила: сведения об этапе разглашению не подлежат. Но позвольте, путь из Карелии в Алтайский край занимает на поезде не более трех суток (на самолете – 4 часа), а со всеми сборами – неделю, так где же Ильдар плутал еще двадцать один день?

Ответ на этот вопрос мы обязательно услышим. Может, сам Ильдар расскажет в очередной письме, ведь в «лучшей в России колонии» ему обязательно разрешат свидание с родными и не посмеют бить, сковав наручниками руки, все так? Печалит другое: чтобы не случилось далее с Дадиным, система, которая разрешает некоторым людям в погонах пользоваться человеком по своему усмотрению, словно никчемной вещью, никуда не денется. На месте Дадина может оказаться каждый из нас.

Характерная черта эпохи: в книжных магазина давно не новинка «бестселлер» «Как правильно себя вести в тюрьме», а режиссер Александр Сокуров в интервью рассказывает, что повесил в коридоре студии правила поведения при задержании. Тюремный флер витает вокруг законопослушных граждан.

Тюремный фольклор (особенно песенный) давно вошел в бытовой обиход: от «Владимирского централа» в исполнении Михаила Круга, никогда, к слову сказать, казенные харчи не глотавшего, балдеют и «воры в законе», и студенты МГИМО. Сериалы на криминальную тему, где превалирует тюремная романтика, рвут все рейтинги.

Пока на воле идет романтизация тюремных порядков, в тюрьмах просто так пытают и убивают. За решеткой подавляется всякая нахальная личность – Дадин тому пример, люди теряют лица, сливаясь в однородной серой массе. Насилие было нормой, а сегодня превратилось в целую идеологию. Кажется, тюрьма без крови не тюрьма.

Я очень надеюсь, что Ильдара Дадина оставят в покое. Через какое-то время, может, год, может, два или двадцать два года, он обязательно будет реабилитирован. Ну а пока этого не произошло, остается жить и не ломаться.