Главное сегодня

19/03/2024 ВСЕ НОВОСТИ
26.12.16 01:05
| Просмотров: 435 |

Массовка для президента

Павел Смоляк

23 декабря в Москве прошла ежегодная пресс-конференция президента Владимира Путина. В Центр международной торговли приехали полторы тысячи российских и иностранных журналистов, чтобы поучаствовать в лотерее, главный приз которой – возможность задать любой вопрос лидеру России.

Любопытство, поощряемое моим учителем Александром Невзоровым, вновь втянуло меня в грустное приключение, кторое привело несколько дней назад на пресс-конференцию Владимира Путина. Вопросов к президенту, при желании, у меня много, но есть ли желание - вот главный вопрос, ответ на которой я искал все четыре часа, пока слушал, как мой президент отвечает на чужие вопросы.

Слава богу, что на первом этаже специально для журналистов и всех, кто имел доступ в день пресс-конференции президента в 4-й подъезд Центра международной торговли, организовали буфет. Кормили, пожалуюсь, скверно. Предлагали крохотные сэндвичи. Запить булку с сервелатом можно было чаем, кофе и тархуном из пластиковой бутылки. Впрочем, буфет пользовался популярностью даже у агентов ФСО.

В пресс-службе Кремля похвастались, что на пресс-конференцию президента России в 2016-м году аккредитовалось рекордное количество журналистов. Не буду спорить, хотя по головам не считал, доверяю. Журналистов действительно приехало много и, судя по неказистому внешнему виду, добирались они до Москвы долго, а на билет скидывались всем городом.

В числе тех, кто пришел в качестве журналиста, были замечены политические активисты – завсегдатаи митингов как в Москве, так и в Санкт-Петербурге. Вели себя прилично, пользовались успехом у настоящих журналистов, которые расспрашивали о возможных провокациях и сразу кривили брови, получая отрицательный ответ.

За час до начала пресс-конференции в большой зал разрешили пройти всем желающим. Перед двумя крохотными проемами, которые охраняли по четыре агента ФСО, сразу столпились две огромные очереди. До этого журналисты прошли две проверки, предстояла третья, окончательная. Самые юркие успешно прошли проверку и успели занять места в первых рядах и с нетерпением ждали лидера нации, фотографируясь на фоне огромного электронного панно.

За три минуты до полудня в зале появился помощник президента Дмитрий Песков. За ним, спустя пять минут, поднялся на сцену Владимир Путин. Я не буду рассказывать, какие вопросы задавали журналисты, в интернете полно разборов. Вопросов было много, некоторые вопросы повторялись, и повторы были вызваны исключительно тем, что журналисты плохо слушали, что говорил президент.

Поймите, журналисты тоже люди и выдержать четырехчасовое шоу нелегко. Время летит незаметно лишь тогда, когда человек находится в центре внимания, когда все пришедшие участвуют в дискуссии. Владимир Путин же ответил лишь на сорок вопросов, а журналистов аккредитовано больше тысячи: почти 99% пришедших заранее обрекли себя на роль массовки.

Ближе к концу второго часа пресс-конференции к журналистам на «галерке» - это примерно половина собравшихся – стало постепенно приходить понимание, что глава государства и его помощник их (и их таблички, флажки и яркие плакаты) никогда не заметят, а значит не предложат задать вопрос. За разочарованием пришло равнодушие.

К концу третьего часа особо смелые журналисты стали покидать зал. Охрана не препятствовала. Менее дерзкие акулы пера мирно погрузили в планшеты, телефоны и ноутбуки. На первых десять рядах, однако, продолжалось сражение за внимание президента и его помощника, только все напрасно: Дмитрий Песков чаще выбирал знакомых по кремлевскому пулу журналистов из федеральных изданий (для них были зарезервированы все лучшие места), оставляя регионалов с фигой в кармане.

«Все!» - сказал Владимир Путин и резко поднялся. Его немедленно окружили шесть телохранителей, но президент не торопился уходить. Он, как мне показалось, нарочно шел медленно, успевая попутно бросить несколько реплик в ответ на жуткий ор журналистов, сбежавшихся ближе к первому ряду. Громче всех кричала девушка с большим плакатом. «Подпишите для больного мальчика из Уфы!» - слезно просила журналистка. Президент просунул руку в прореху между двумя охранниками и что-то спешно набросал на плакате. Конечно, во время пресс-конференции этот момент выглядел бы намного эффектнее, но девушка, надо отдать ей должное, своего добилась. Одна из тысячи, между прочим.

Возвращаясь домой, в перерывав между борьбой со сном, я думал, зачем журналисты из разных регионов России, порой из очень далеких от Москвы городов, едут на пресс-конференцию президента страны. Посмотреть на лидера живьем? Так огорчу всех, Путин совершенно такой же, каким мы его ежедневно видим на экране ТВ. Вероятней всего, каждый журналист, в отличие от меня любопутного, надеется на чудесный случай, что президент его заметит и прозвучит вопрос. Ведь надо о чем-то главном в своей жизни потом будет рассказывать внукам.