Главное сегодня

28/03/2024 ВСЕ НОВОСТИ
12.07.10 11:20
| Просмотров: 108 |

Бесповоротно

Владимир Соловейчик

Вот уже третий раз по городам и весям Российской Федерации широко шагает новый праздник – Всероссийский день семьи, любви и верности. Вообще-то праздник этот – религиозный, но стараниями правящей партии и ее депутатов в Государственной Думе все население страны, включая атеистов, уже который год должно проникнуться пониманием ценности «святых» уз буржуазного брака, в нашей действительности почему-то именуемого «христианским».

«Славная» инициатива депутатов-единороссов в этом году была реализована по полной программе. Высокопоставленные чиновники, их жены и служанки (идейно-политические, разумеется), их духовники и исповедники, придворные журналисты - все наперебой - кинулись отмечать новый праздничный день, видимо, отождествив семейные ценности с любовью граждан к своей власти и ее столоначальникам. Молебны и приветствия именитых персон, концерты и народные гуляния, вручения памятных знаков и напутствия потенциальным молодоженам – официальная Россия провела день 8 июля как могла и как умела.

Очевидно, что бороться за мораль и нравственность, заметим, в довольно узком, удобном для власти и деньги имущих, понимании, гораздо проще, чем сокращать разрыв между доходами самых бедных и самых богатых граждан, ликвидировать бедность и изживать безработицу…

Впрочем, о социальной политике в день 8 июля если и говорилось, то вскользь. Гораздо большее внимание уделялось тематике, традиционной для патриархального общества, каковым, видимо, и хотят видеть нашу страну те, кто ныне стоит у руля управления. Тон здесь задал главный государственный санитарный врач России Геннадий Онищенко:

«Семья как была, так и остается основой государства. Неслучайно недруги нашей страны бьют со всех орудий по этому важнейшему институту российского общества. Кинематограф насаждает адюльтер, промискуитет, отсутствие устойчивых семейных уз, психологию воспитания ребенка без одного из родителей».

А вот это уже не ново и сильно напоминает ту самую традиционную, а вернее сказать, средневековую мораль, с которой успешно воевали еще гуманисты и философы-просветители. Послушать доморощенных мыслителей из числа чиновников и депутатов, так станет понятно, что семья - это не просто «ячейка общества», а фундамент его стабильности. Приоритет семейных ценностей, мелкого мира частных забот рассматривается ими как самое надежное средство против вовлечения людей в дела общественные, когда в процессе социализации человек начинает ощущать себя гражданином, от личного поведения которого многое в стране зависит. Главный кошмар российской элиты – страх перед изменениями общественных настроений, перед вытекающими из этого изменениями в обществе, страх перед возможной социальной революцией – сквозит в каждом слове спичей о «семейной морали» и «стабильности».

Когда-то давно ханжеская религиозная мораль, охранявшая «священные» феодальные принципы, уже дала бой именно под этими знаменами гуманистическому мировоззрению. И полностью его проиграла. Общественное сознание развивалось в направлении от бога к человеку, от средневекового аскетизма с его волей к смерти, тягой к умервшлению плоти и подавлению любых телесных желаний к жизнерадостному свободомыслию Возрождения и наследовавшего ему Века Просвещения. Этот путь - от обращения к «душе», что на практике вело к полному отвращению человека от мира, до утверждения ценности реальной земной действительности – стал магистральной дорогой развития нашего общества. Что логично и понятно, ибо «невозможно угнетать народ правилами, подходящими лишь для нескольких меланхоликов и скроенными по их характеру» (Дени Дидро).

Человечеству, прошедшему за последние 600 лет долгую дорогу «реабилитации» всего земного, естественного, трудно смириться с попытками временщиков вновь загнать его в стойло застарелых предрассудков. Самоформирование нового человека, причем не просто как куска плоти, а как существа творческого, способного активно воздействовать на окружающий его мир – на других людей, на общество и на историю, - было вместе с тем и формированием нового человеческого общества. Общества людей, полностью осознающих значение и ценность своей человеческой личности и своей индивидуальной свободы, без которой немыслима и свобода всех. 

В центре средневековой культуры стоял бог, находящийся за пределами конечного, людского бытия. Когда же благодаря деятельности гуманистов и просветителей, говоря словами Фридриха Энгельса, «духовная диктатура церкви была сломлена», в системе нового мировоззрения человек, реальный, земной, внутренне свободный, занял то самое место, которое до этого принадлежало богу. И революция лишь подвела политическую черту под этим процессом, приводя общественные отношения в соответствие с уже сложившимися экономическими формами. Бесповоротно, несмотря на все попытки реставрации старых порядков…

И все стремления временных «хозяев страны» вернуться в средневековье будут столь же безуспешны и еще более комичны, чем известные нам из истории. В свое время тот же Энгельс верно подметил, что «люди, основавшие современное господство буржуазии, были всем чем угодно, но только не людьми буржуазно-ограниченными». Судя по празднествам 8 июля и сопутствующим заявлениям, к нынешней российской элите эти оценки классика ни в коей мере не относятся. Тут речь может идти только о несомненной ограниченности. Бесповоротно тупиковой и не имеющей будущего.