Главное сегодня

26/09/2023 ВСЕ НОВОСТИ
11.03.15 11:20
| Просмотров: 608 |

Оставаться человеком

Андрей Малков

Летом 1990 года состоялась премьера шокирующего фильма «Беспредел» режиссера Игоря Гостева. В основу сценария ленты был положен опубликованный в сверхпопулярном тогда «Огоньке» очерк известного юриста и журналиста Леонида Никитинского.

В «Беспределе» показана обыкновенная жизнь за проволокой. Главные герои – преступники и военные, которые охраняют убийц, хулиганов, насильников и спекулянтов. Фильм, если пересказать кратко, о главном правиле жизни – в любой ситуации оставайся человеком.

Я вспомнил о «Беспределе», когда впервые стал членом «Общественной наблюдательной комиссии». ОНК на сегодняшний день созданы в каждом регионе России и призваны защищать права человека в местах принудительного содержания – это изоляторы временного содержания, СИЗО, колонии и тюрьмы, набившие оскомину «обезьянники».

Оказавшись внутри пенитенциарной системы, я сразу внутренне готовил себя к худшему, но вместе с товарищами по ОНК с головой окунувшись в работу – разбирая просьбы подследственных и осужденных, - после, покинув загадочные питерские «Кресты», взглянул на мир за решеткой совсем другими глазами, отнюдь не картинкой фильма «Беспредел».

Членов ОНК часто называют «гражданским контролерами». Одни боятся наших ревизий, другие видят в нас последнюю надежду. ОНК стали неотъемлемой частью гражданского общество, а ведь российским законодателям потребовалось почти десять лет, чтобы закон об ОНК прошел все слушания в Государственной Думе и Совете Федерации, наконец, вступил в силу.

Девяностые, от зла которых нам никуда не деться, подарили нашей стране зашкаливающий уровень преступности. С 1991 года преступность увеличивалась ежегодно на 35%. Для сравнения в СССР – каждый год на 7%. И то, светская статистика была строго засекречена и предназначалась только лишь для первого лица, министра внутренних дел и еще нескольких избранных особ.

Следственные изоляторы были переполнены. Вперемешку, на головах друг друга, в одной душной камере сидели убийцы, разбойники, насильники, уклонисты от армии, рэкетиры. Находились среди ребят с богатым послужным списком и совсем невиновные, оказавшиеся в не то время не в том месте, но до них не было никому дела.

Государство, заправляемое пьяным президентом и олигархами, признавалось в своем бессилии. Камеры следственного изолятора, куда помешались люди, чью вину еще предстояло доказать, представляли собой настоящий ад. Человек в среде, в которой подчас не выжить повидавшему многое на своем веку дикому зверю, превращался за считанные дни в амебное существо, если выживал.

Правозащитники били в колокола. В изоляторах, колониях и тюрьмах, не говоря об обычных «аквариумах» и «обезьянниках», творился тот самый беспредел, отчетливо показанный в фильме Игоря Гостева. И только после 2008 года, когда появились первые ОНК, пенитенциарная система России получила долгожданное второе рождение.

Это члены ОНК избавили заключенных колоний и тюрем от поборов. Фактически уничтожили криминальные иерархии. Заставили относиться к заключенному как к человеку, оказавшемуся в трудных условиях.

«Гражданские контролеры», конечно, быстро стали костью в горле некоторых «хозяев» колоний. Запугивали, угрожали, били, но сами теряли должности. Слетел с работы даже начальник ФСИН, закрывавший глаза на массу нарушений и заботившийся только о цвете краски стен СИЗО.

За семь лет существования региональные ОНК выросли в целый институт контроля. Среди членов комиссий профессиональные юристы, врачи, психологи, правозащитники и люди, отбывшие наказания за свои преступления, искупившие свою вину и – самое важное - хорошо понимающие, где и что нужно поправить в наших «не столь отдаленных местах».

Год назад вышел наш, мой и председателя ОНК Санкт-Петербурга Владимира Юрьевича Матуса, небольшой труд – брошюра в помощь «гражданским контролерам». Не ради хвастовства, один факт: наша книжка помогает сотням членам ОНК по всей России правильно выявлять и акцентировать нарушения в местах принудительного содержания.

Благодаря отзывам членов ОНК, которым брошюра помогла в работе, мы знаем сотни безнадежных случаев, в которые ввязались наши коллеги, и смогли изменить судьбы, добиться правды. Но хотелось бы предостеречь всех читателей от наших товарищей, которые нам давно не товарищи.

В ОНК иногда попадают оголтелые оппозиционеры, называющие себя «правозащитниками» или никак не называющими, прикрываясь липовыми заслугами. Я их никогда не видел в поездках в колонии или СИЗО. Они просыпаются исключительно в дни несанкционированных митингов. Когда влетают и, дискредитируя весь институт ОНК, трясут удостоверением (мандатом ОНК) и требуют немедленно выпустить всех задержанных или что-нибудь им передать.

Фильм «Беспредел», который несколько лет назад, с определенной периодичностью и обязательно после полуночи, демонстрировали наши телеканалы, теперь доступен лишь на DVD и выложен в интернете. Судя по счетчику просмотров, «Беспредел» не пользуется популярность, как двадцать пять лет назад, когда в кинотеатры выстраивались очереди. Надеюсь, есть толика и нашей заслуги, что «черные» фильмы о тюремной жизни больше не волнуют наших соотечественников. Задача максимум – забыть о беспределе в изоляторах и колониях навсегда; и, повторюсь, при любых условиях оставаться человеком.