Главное сегодня

28/03/2024 ВСЕ НОВОСТИ
09.01.15 08:45
| Просмотров: 1071 |

Не понимаю, в чем истинная причина

Павел Смоляк

Бывший российский миллиардер, а ныне просто богатый женевский публицист с непонятными политическими амбициями Михаил Ходорковский после нападения террористов на редакцию провокационного сатирического журнала Charlie Hebdo выступил с маленьким заявлением.

Ходорковский призвал газеты и журналы поддержать парижский Charlie Hebdo, который потерял двенадцать журналистов (в том числе главного редактора) и иллюстраторов, и опубликовать в знак солидарности на страницах своих изданий скандальные «мусульманские» карикатуры, ставшие причиной кровавой расправы во французской столице 7 января.

Женевский отшельник, думаю, не единственный, кому пришла в голову тривиальная и напрашивающаяся в любом либеральном сознании идея солидарности с французскими журналистами «от противного». Схожие, звучащие с чуть разными акцентами призывы, к сожалению, раздаются в последнее время слишком часто, когда художника (в широком смысле этого слова) убивают за его творчество.

Террористам на их агрессию отвечают все теми же словами и картинками: вы хотели что-то скрыть, так теперь мы покажем и расскажем об этом миллионам. Следующий номер Charlie Hebdo (8 полос вместо 16) анонсирован тиражом в один миллион экземпляров; обычно – около 50 тысяч. К слову сказать, после теракта компания Google пожертвовала журналу 250 тысяч долларов США, а правительство Франции обещало миллион евро.

Перепечатать карикатуры (или скорее – шаржи) Charlie Hebdo осмелились многие ведущие европейские издания. Вместе с этим другие, не менее известные мировые газеты и журналы, решили не провоцировать верующих. Из российских изданий французских коллег «карикатурами» поддержали «Новая газета», радиостанция «Эхо Москвы» и журнал «Новое время».

Позицию тех, кто как бы остался в стороне, убедительней всех озвучил главный редактор российской радиостанции «Говорит Москва» Сергей Доренко: «Я главред. Убивать людей за рисунки могут только конченные ублюдки. Но отвечать нелюдям коллективной публикацией карикатур не хочу и не буду. Я был категорически не согласен с уголовным наказанием Pussy Riot, но танцевать в храмах ввиду несогласия мне ни разу в голову не приходило. Если я не согласен с расправой, я не обязательно должен солидаризироваться с глупостью».

На этом дискуссию, которую начал Михаил Ходорковский, можно было бы кончить, если бы гуманитарная суть послания бывшего российского миллиардера вдруг не возбудила чеченскую политическую элиту, косвенно благословившую террористов, расстрелявших редакцию Charlie Hebdo.

Рамзан Кадыров назвал Ходорковского личным врагом. «После кровавого происшествия в Париже, он возомнил себя бОльшим французом, чем президент Франции и премьер-министр этой страны. В то время, как французские власти заняты расследованием и принятием мер, которые предотвратили бы дальнейшее нагнетание напряженности, Ходорковский попросит журналистов повторения опыта парижского издания и печатания карикатур. Эти призывы с осуждением встречены большинством, кто их читал. Своими безмозглыми действиями Ходорковский поставил на себе крест. Он объявил себя врагом всех мусульман мира. Значит и моим личным врагом», - слова главы Чечни.

Вмешался в новый политический конфликт детский омбудсмен Павел Астахов, увидев в словах Ходорковского чуть ли не 282-ю «экстремистскую» статью. «Удивительная близорукость, скудоумие, нетерпимость и мелкодушие для человека, претендовавшего на роль «лидера либерального сообщества» и отбывшего 10 лет колонии. Вместо реальных действий по объединению людей — призыв к разжиганию еще большей розни и оскорбительные высказывания, не достойные ЧЕЛОВЕКА», - написал представитель Владимира Путина.

Нечто похожее уже случалось в нашей стране после пресс-конференции Владимира Путина, когда телеведущая Ксения Собчак задала вопрос президенту Росси о словах Кадырова, который, напомню, после очередной вылазки «лесных братьев», открыто заявил, что отныне будет родственников террористов выдворять за пределы Чечни, а их дома сносить вместе с фундаментом.

Путин, надо особо подчеркнуть, ответил Собчак, как бы ответил любой из нас на его месте: «Как правило, родственники людей, которые совершают теракты, знают об этом, это как минимум, в подавляющем большинстве случаев. Но это не дает права никому, в том числе и руководителю Чечни, право на какие-то досудебные расправы. Здесь абсолютно точно с вами согласен. Само заявление Кадырова могло быть и просто эмоциональным».

Казалось, инцидент исчерпан. Нужные сигналы посланы. Однако на следующий день посыпались заявления депутатов Государственной Думы. На младшую дочь первого и последнего мэра демократического Петербурга напали, словно это она начала обе чеченские войны и на встрече с президентом призывала к третьей, разрушила, пока шла пресс-конференция, десять домов в Грозном и тайно в лесах тренирует боевиков (террористов), периодически нападающих на владения генерала Кадырова.

Одна из самых ярких и показательных цитат. «Задавая вопрос в том виде, в той форме, в том тоне, Собчак в очередной раз показала, что она не понимает и не чувствует того, что происходит в стране, в регионах, в Чечне», - сказала депутат Ольга Баталина, как пишет пресса, протеже главного идеолога Кремля Вячеслава Володина.

Я подозреваю, что власть (теряюсь сказать, правда, кто конкретно) действительно видит в политических соперниках (и даже в числе врагов) женевского публициста и столичную модницу.

С одной стороны, разумеется, бред какой-то. Где Ходорковский со своей «Открытой Россией» и сотней молодых девчонок и мальчишек, мечтающих о паре сотне «зеленых» и, естественно, демократии; и где Рамзан Кадыров с двадцатью тысячами «пехотинцев Путина».

Но, если хорошенько подумать, не торопясь в суждениях, и вспомнить, что в прошлом столетии холодную войну выиграл не блок НАТО, а «гражданские» джинсы и «Сникерс», перед которыми оказались бессильные все ядерные ракеты Союза ССР, то, по всей видимости, кремлевские небожители не сошли с ума, натравливая на Ходорковского и Собчак свои лучшие подрастающие кадры, они столь изощренным способом защищают себя.

Кто знает, возможно, в недрах кабинетов администрации президента злорадствуют результаты закрытых опросов граждан, отражающие настоящие чаяния народа. Там, в результатах опроса, безусловно, нет Собчак, нет Ходорковского, но есть их идеальная среда существования русского человека, которую они вполне удачно, одними словами, распространяют на всю Россию.

В этой новой и желанной для обычного русского населения среде Ходорковского-Собчак нет места Путину, Кадырову, никому, кого сегодня понимают под дефиницией «Кремль».

Вот, ежели все так, тогда разумею, а пока в полной растерянности, зачем приличные с виду люди кусают женевского публициста и блондинку с подпольного телеканала «Дождь».