Главное сегодня

20/04/2024 ВСЕ НОВОСТИ
05.11.14 10:20
| Просмотров: 773 |

Петербург без «толерантности»

Евгений Валяев

Повторять ошибки, совершенные другими,  в человеческой природе. Мы категорически любим учиться на своих. Сколько раз в мире многие политики, да и учёные кричали: «Политика мультикультурализма не имеет перспектив!». Поражение подобного подхода признавали, например, в Германии и Франции. Но каждая страна хотела попробовать сама – вдруг, у неё бы получилось. Но такого ещё не случалось.

Россия также была втянута в процесс насаждения, по большому счёту, чуждых нам либеральных принципов толерантности. Втянули нас в это вполне определенные лоббисты, которые придерживаются принципа, далекого от консервативного миропонимания (которого придерживается, так или иначе, и президент Путин), под названием «Россия для всех». В этом и состоит цель программ толерантности, которые активно внедряли в наше традиционное общество.

В этих рамках нам пытались, пытаются и ещё будут пытаться насадить целую плеяду либеральных решений в разных областях жизнедеятельности нашего государства и общества – лоббисты «России для всех» выступают за отмену миграционных ограничений, за всеобщую миграционную амнистию, за упрощение процедуры получения гражданства РФ мигрантами и так далее.

Одновременно с этим на фоне межнациональных скандалов по линии государственной национальной политики внедрялись программы по толерантности. А абсолютно сырая «Стратегия Государственной Национальной Политики РФ до 2025 года», принятая в конце 2012 года, только способствовала этому.

Но подобные программы абсолютно не отвечали запросу общества на национальную идентичность, который особо остро встал после «украинского кризиса» в 2014 году. Возвращение Крыма в состав России, последовавшая за этим «Русская весна» на Украине, образование Новороссии – все эти события не могли не сказаться на вопросе национальной самоидентификации населения России.

Поэтому программы по пропаганде толерантности было решено сменить на другие – уже по защите национальной и региональной идентичности. Поворот на 180 градусов? Не совсем. Скорее – корректировка. Программы по толерантности проваливались, в первую очередь, потому, что писали их теоретики. На практике же исполнители сталкивались с реалиями – российская молодежь впитывать, как губка, чуждые ей принципы не собиралась.

На этом фоне очень важным выглядит здравая региональная инициатива, где апробацию любых программ произвести проще и легче, чем в той же Москве. Ярославская область представила в конце октября 2014 года на выездном президиуме Совета при президенте по межнациональным отношениям свои наработки по формированию стратегии актуализации национальной идентичности на региональном уровне. Разработки Ярославской области под общим наименованием программы «Русский Мир» (ФЦП) предполагает создание индивидуальной программы каждого региона, цель которой — поддержание гордости за родной край, знание его уникальности в государственном единстве. Проект в Ярославской области был основан на совместной работе власти, общественности и специалистов по краеведению, истории, географии и культуре.

Об опыте Ярославской области, изменении государственного вектора национальной политики мне удалось рассказать 1 и 2 ноября 2014 года участникам Выездного семинара по проблемам межэтнических и межрелигиозных отношений, вопросам формирования общественного согласия в молодежной среде, который ежегодно проводит Комитет по молодежной политике и взаимодействию с общественными организациями Санкт-Петербурга.

На семинаре выступали и сами представители Комитета, которые наряду с другими смежными Комитетами Санкт-Петербурга реализовывали последние годы в городе программу «Толерантность». Во-первых, в целях этой программы стояла абсолютно пустая цель – довести уровень толерантности в обществе до определенного процента. Во-вторых, возникает вопрос, как заказчики и авторы программы хотели узнать о достижении результата? По соцопросам?

Представители Комитета, работая «на земле», столкнулись с тем, что у российской молодежи выработалось отторжение самого термина «толерантность». Поэтому его старались заменить на куда более приличное «общественное согласие». Но как толерантность не назови, толка от этого всё равно не будет. Необходимо было менять суть и цели программы.

«Про программу «Толерантность» со следующего можно забыть!», – такими словами закрывали ежегодный Выездной семинар представители Комитета по молодежной политике Санкт-Петербурга, добавив, что уже в следующем году заработают новые проекты, которые будут лежать уже в рамках реализации новой Федеральной целевой программы под названием «Русский Мир».

В сфере национальной политики ещё необходимо сделать много новых шагов.

Например, реформировать саму Стратегию государственной национальной политики, так как она не отражает многие реалии нашей жизни, главные из которых – запрос общества на национальную идентичность. Разработку же новой Стратегии или поправок к действующей Стратегии необходимо поручить нескольким автономным центрам. Такими центрами могут стать кроме самого Совета при Президенте, также Всемирный Русский Народный Собор (ВРНС), Общественная Палата РФ и другие площадки.

Во-вторых, реформировать Совет при президенте по межнациональным отношениям и Совет при президенте по взаимодействию с религиозными объединениями. Нужно вывести лоббистов национальных и религиозных групп из подобных экспертных советов в иные Советы («Совет Наций», «Совет Религий»). В экспертном совете (имеет смысл при этом объединить Совет по межнациональным отношениям и Совет по взаимодействию с религиозными объединениями) должны заседать эксперты по этногеополитике, этнополитике и религиоведы.

При этом вне зависимости от реформы действующей Стратегии и существующей системы Советов, принятие программы «Русским Мир» для защиты национальной идентичности народов России является актуальной и востребованной. А для Санкт-Петербурга такая программа открывает большие перспективы, ведь в основу актуализации национальной и региональной идентичности должно лечь, в первую очередь, историко-культурное наследие, которое у города очень богатое.