Главное сегодня

28/03/2024 ВСЕ НОВОСТИ
26.08.14 03:40
| Просмотров: 1044 |

Как сказать «нет»

Валерий Федотов

Предстоящие 14 сентября выборы губернатора Санкт-Петербурга фактически заменены на референдум о продлении полномочий Георгия Полтавченко. Оформление этого референдума за счёт технических кандидатов остается техническим же процессом. Оппоненты настолько безопасны для обладателя власти, что с ними – уникальный случай в современной России – даже можно дебатировать.

Не допустив реальной конкуренции, по сути, власть предложила жителям города ответить только на один вопрос: согласны ли они, чтобы действующий губернатор остался в Смольном ещё на пять лет? Форма положительного ответа предельно проста и понятна – приходишь и голосуешь «за». А форма ответа отрицательного намеренно запутана и раздроблена между рядом неочевидных вариантов.

Сегодня в качестве протеста против неконкурентных выборов городская оппозиция предлагает всем недовольным испортить бюллетени. Такой призыв прозвучал из уст главного реального, но не зарегистрированного конкурента действующего губернатора – Оксаны Дмитриевой и поддержан значительным числом городских оппозиционеров, в том числе депутатов ЗАКСа. Несогласным избирателям предлагается проставить любые знаки или буквы напротив фамилий всех пяти кандидатов. Наименование протеста «вежливым» лишь подчеркивает намёк на пару актуальных и хлёстких политических ругательств из пяти букв, одно из которых - «жлобы», а второе пришло недавно с Украины.

Голосование за псевдо конкурентов Полтавченко как форму протеста оппозиционеры отвергают из нежелания, как выразился депутат Максим Резник, «надувать политические презервативы». И здесь хочу выдвинуть коллегам существенное возражение.

У референдума 14 сентября может быть только два исхода: победа Полтавченко в первом туре или его поражение. И если власть делает все возможное, чтобы обеспечить первый результат, оппозиция должна сделать всё возможное для второго. Если власть призывает своих сторонников проголосовать за Полтавченко, правильный сформулированный призыв оппозиции ко всем, кому не по душе выборы без выбора, должен звучать только так: «Приходи и не голосуй за Полтавченко!». Иные призывы неизбежно ведут к запутыванию и бессмысленному дроблению оппозиционного электората.

Размалевать свой бюллетень, оставить на нём вызывающую надпись в адрес организаторов голосования, а может быть даже сделать фото с ним и выложить в соцсети – это радикальные формы протеста, более подходящие молодым людям. Старшее поколение помнит, что в советское время, реставрируемое сегодня в России, расследованием фактов протестного голосования на безальтернативных выборах занималось КГБ, и выявленным протестующим грозила масса проблем. Соответственно, большинство протестного электората наверняка предпочтет более сдержанные способы самовыражения.

Призывы оппозиции портить бюллетени не становились эффективными ни разу за всю историю российских выборов. В 90-е годы к ним прибегали радикальные коммунисты и патриоты. Результат всякий раз был невидимым – хотя, судя по нынешнему состоянию общества, сторонников у них хватало. На федеральных парламентских выборах 2007 года подобную кампанию достаточно громко провела оппозиционная коалиция «Другая Россия». В итоге испорченными оказались лишь 1.09% бюллетеней, и это с учетом реально допустивших ошибку избирателей. На выборах 2011 года, после аналогичной кампании под названием «стратегия нах-нах», результат «улучшился» до 1,57%. Именно эти провалы дали возможность власти называть своих оппонентов «маргиналами» и утверждать, что за ними стоит ничтожно малое число сторонников. Было бы верхом самонадеянности ожидать, что этой осенью в Питере удастся улучшить приведенные результаты в десятки раз.

Проголосовать «против» на выборах 14 сентября можно пятью способами: испортив бюллетень или поставив знак напротив фамилии любого из четырех спарринг-партнеров губернатора. Выбирая и пропагандируя только одну из пяти возможных форм протеста – порчу бюллетеней, оппозиция напрасно отсекает четыре других. В условиях референдума все пять означают «нет» в одинаковой мере, уменьшают процент голосов за назначенного фаворита и увеличивает вероятность второго тура в равной степени.

Голосование за технических кандидатов следует воспринимать исключительно как разновидность политического протеста, так как их претензии на победу и власть невозможно воспринимать всерьёз. Различая перечеркнутый бюллетень и голос за Тахира Бикбаева, мы невольно поддерживаем логику власти, в рамках которой этот пенсионер является серьезной политической фигурой, и, следовательно, выборы с его участием – настоящими выборами. Вполне вероятно, что, в случае успеха, во втором туре нашей общей задачей станет доведение ситуации до полного абсурда и избрание Тахира Бикбаева новым губернатором.

Если вместо фальшивых выборов питерской оппозиции удастся устроить подобный карнавал, это и станет абсолютным успехом протеста. Как и в любви, в политике нужно быть уверенными в себе и не бояться, что вместо нас полюбят презерватив.