Главное сегодня

20/08/2019 ВСЕ НОВОСТИ
12.05.14 11:40
| Просмотров: 2408 |

Рентген за полмиллиарда без права пользования

Андрей Пивоваров

Накануне майских праздников газета «Мой район» рассказала о рентгеновских аппаратах на 437 млн руб. (сумма, сопоставимая с двухлетним бюджетом средней поликлиники города), закупленных в Петербурге по программе модернизации здравоохранения еще в 2012 году.

Дело нужное и полезное жителям; подтвердит каждый, кто пытался сделать рентген «бесплатно» по полису ОМС. Только уже два года поликлиники не могут работать с этой техникой. Автор статьи, Екатерина Стекольщикова, делает акцент на технических проблемах, с которыми столкнулись поликлиники после установки рентгеновских аппаратов. Не буду скрывать, журналистка обращалась ко мне при подготовке статьи, но не стала это афишировать, чтобы не создавать «ненужный политический оттенок». Но я хотел бы подробнее рассказать о том, что, по моему мнению, стало настоящей причиной - об организации закупок.

Вся информация о конкурсе находится в открытом доступе. Из документации, например, видно, что претензий к конкурсной комиссии нет. Тем более суд признал необоснованными претензии проигравшего участника. Но если к проведению конкурсной процедуры вопросов нет, то возникает много вопросов к организации и подготовке конкурсной документации. И здесь появляется ряд факторов, которые превратили дорогую технику в металлолом стоимостью в полмиллиарда рублей.

Аппараты закупались по федеральной программе модернизации здравоохранения 2011-2013 годов. В рамках этой программы выделялось федеральное финансирование регионам по таким направлениям, как информатизация здравоохранения (отдельная тема, по которой можно написать не одно исследование), ремонт помещений, закупка медицинского оборудования и повышение стандартов оказания медицинской помощи (по сути зарплата врачам). В нашем случае деньги на приобретение рентгеновских аппаратов должны были идти по такой цепочке: ФФОМС -> ТФОМС СПб -> Комитет здравоохранения -> Районная поликлиника.

В рамках городской программы модернизации за счет федеральных субсидий ТФОМС СПб финансирует мероприятия по модернизации и проверяет «обоснованность и достоверность стоимости мероприятий», а поликлиники получают деньги и в теории должны были сами закупить то, в чем испытывают потребность.

Но жизнь, как известно, всегда оказывается интереснее и на практике утвержденный порядок был нарушен самим Фондом обязательного страхования. Заместитель директора ТФОМС Александр Кужель совместно с главным врачом больницы №40 Курортного района Сергеем Щербаком (влиятельный персонаж в здравоохранении города, несколько раз пытавшийся сесть в кресло председателя Комитета по здравоохранению), организовали централизованную закупку медицинского оборудования на базе больницы №40. За скобками остались причины, по которым два уважаемых в городе чиновника отвлеклись от своих обязанностей и посвятили время тривиальному занятию покупки медицинской техники. Примечательно, что очевидный конфликт интересов никого не смутил, и ТФОМС, по сути, выступил в роли организатора закупок, финансировал их и затем проверял целесообразность этого мероприятия. Почему было принято решение закупить 38 рентгеновских аппаратов, а не узнать потребности лечебных учреждений на местах тоже неизвестно.

В конкурсных документах Александр Михайлович упоминается только в роли участника конкурсной комиссии. Однако если расспросить свидетелей тех событий, они расскажут, что Кужель не просто был рядовым участником комиссии, но и организатором всего мероприятия. Именно он собирал руководителей всех поликлиник, объяснял им, почему лучше отдать право закупки больнице №40, он же готовил конкурсную документацию и прочие документы.

Таким образом, можно предположить, что ТФОМС Санкт-Петербурга совместно с больницей Курортного района сами решили, что «выгоднее» купить, как это сделать, договорились с поставщиками и составили техническое задание и конкурсную документацию для всех участников. Поликлиникам, как самым бесправным учреждениям в нашей вертикали здравоохранения, осталось лишь подмахнуть готовые документы.

Если бы на этом все закончилось, петербуржцы не платили сейчас за рентгеновские снимки из своего кармана. К сожалению, у этой истории есть неприятное продолжение. После проведения процедур закупок на портале doctorpiter.ru вышли статьи с описанием нарушений конкурсных процедур, проблем с введением в эксплуатацию рентгеновских аппаратов и упоминанием лично заслуг Кужеля (стоит отдельно отметить, что Щербак ни разу не был упомянут). Несмотря на такое внимание со стороны прессы, Александр Михайлович в ноябре 2012 был назначен директором ТФОМС Санкт-Петербурга.

В прошлом году прокуратура проверяла поликлиники Выборгского района (кстати, районная вотчина вице-спикера Законодательного Собрания и заслуженного врача Сергея Анденко) и назначила главных врачей крайними за закупленные по вышеприведенной схеме аппараты, которые вдобавок не работают. Не работают же они только потому, что Роспотребнадзор не разрешает эксплуатировать медицинское оборудование без сертификатов. Почему Роспотребнадзор считает, что аппараты не сертифицированы, отдельный вопрос, но раз они официально озвучивают свою позицию, какие-нибудь бюрократические основания для этого есть.

В этом месте у меня возникают вопросы:

1. Почему компания «Ителмед», выигравшая конкурс на поставку рентгеновских аппаратов, поставила несертифицированное оборудование?
2. Если такое возможно по условиям конкурсной документации, почему конкурсная документация позволяет поставлять заведомо неиспользуемую технику?
3. Акты приема оборудования подписывали руководители поликлиник. Это опытные чиновники и без всех необходимых документов они не поставили бы свою подпись. Не несет ли поставщик ответственность за предоставление подложных документов?
4. И главный вопрос - почему, когда всплыла проблема с сертификацией оборудования, организаторы закупок не заставили забрать поставщика некондиционный товар, заплатить штраф за простой оборудования или взять на себя устранение нарушений?
5. В конце концов, и Кужель и Щербак люди значимые в городе и если они считают, что без этих рентгеновских аппаратов город не может обойтись, они могли бы воспользоваться своим влиянием для получения новых сертификатов.

Рентгеновские аппараты, которые нельзя использовать, простаивают, бюджетные 437 миллионов рублей заплачены, но никому из участников до этого нет дела - ни организаторам закупок, ни поставщику. А главные врачи поликлиник вынуждены судиться с Роспотребнадзором (интересно, почему они не судятся с поставщиком, запретили?) по отдельности. Где же выгода от централизованных закупок? Или точнее - у кого эта выгода?

И напоследок: кто должен нести ответственность за двухлетний простой дорогостоящего оборудования? Поставщик, поликлиники или организаторы всей схемы? Кто оплатит государству расходы за простой рентгеновских аппаратов в 38 поликлиниках? Кто возместит жителям Петербурга расходы на рентген, за который они заплатили из своего кармана только потому, что кому-то показалось удобнее все купить «централизованно»?

Вот такая доступность медицинской помощи.