Главное сегодня

28/03/2024 ВСЕ НОВОСТИ
30.08.13 12:30
| Просмотров: 337 |

Путь к сердцу хипстера

Павел Смоляк

Я буду долго гнать велосипед… В том-то и дело, что долго. Но это не пугает женщин и детей, и вместе с ними политиков-популистов, которые долгожданный путь к сердцам молодежи нашли через велодорожки.

Претензий к велосипедам нет. Сам несколько лет назад выбирал себе двухколесное чудо, но пожалел денег – шесть или семь тысяч долларов – много, поэты так много не живут. А зачем покупать велосипед дешевле? Не ребенок давно. В далеком детстве другое дело, поочередно сменил два велосипеда, не считая самого первого, четырехколесного. «Школьник» и «Десна». Прекрасные названия.

Первый велосипед отличался живучестью и хранился у бабушки под полиэтиленом на просторном балконе. Лето я проводил в Царском селе, катался по Екатерининскому парку, хотя, кажется, правилами было запрещено. На то и детство – чтобы правила нарушать. Гоняли на перегонки во дворе, я неизменно занимал второе место, уступая девочке года на три старше, да велосипед у нее был не чета моему. Втайне от родителей ездили в Павловск, прижавшись к краю опасного шоссе.

«Десна» складывался пополам и помещался в отцовской «девятке», хватало места для хранения в гараже. Велосипед перемещался из Петербурга в Царское село. В городе – квартал, наверное, необычный – велосипедистов можно было по пальцам одной руки пересчитать. В редких случая приятели просили отцовские велики, которые пугали рамой на уровне живота. Зато у меня было много катафотов в спицах колес, нагревшись на солнце, они внушали страх в темноте дачных дорог. На даче, которая внезапно стала чужой, мой второй и последний велосипед обрел покой. Его, кажется, добил двоюродный брат, скрутив какие-то детали. Я помню металлический скелет, мощи в деревянном сарае.

С утратой велосипеда моя жизнь изменилась к лучшему. Я перестал проводить лето на даче (пустые хлопоты по выращиванию трех огурцов и гладиолусов к Первому сентября), ездил в Царское село исключительно за свежим воздухом. Взрослая жизнь больше не требовала устраивать гонки во дворе, пришло время бадминтона – и тут я снова был первым среди шести домов. Продолжал прогуливаться по гравию дорожек парков Пушкина и Павловска, открывая для себя новые сооружения и закоулки. Относительно быстрые велосипедный ритм, факт, скрыл от глаза самое интересное. Неспешная пешая прогулка, отсутствие лишних мыслей, куда припарковать велосипед, какой замок подобрать - обычный комфорт, а на душе, словно с плеч скинул тяжелую ношу.

Я видел культ велосипеда. Сектантов, которые поклоняются двухколесному другу, любят его больше, чем родителей и утрата велосипеда сравнима с физической гибелью. Прошло несколько лет, а я до сих пор помню блестящие от слез глаза девочки Ани, фотографа из модного журнала. Она ввалилась однажды вечером в тесную рюмочную, которую я приспособил под личный кабинет. «Что вы хотите, девушка?» - спросил я на правах завсегдатая. «Водки», - ответила робко. В сумочке у нее лежала книжка «Грех» Захара Прилепина, она жила недалеко от Таврического сада, в огромной квартире, лишенной мебели. Из подъезда несколько минут назад у Ани увели велосипед – единственного ребенка.

Любители велосипеда, оппонируя здравому смыслу, демонстрируют нам, отсталой от цивилизации челяди, положительный – с их точки зрения – западный опыт. Вот мэр Лондона, не последний человек в Великобритании, крутит педали, добираясь на велосипеде до рабочего места. Горделиво улыбаются, умалчивая, что Лондон далеко не Москва и не Санкт-Петербург. От традиций и порядков в Великобритании завоет любой петербуржец. Вдобавок к сказанному, почему-то редко кто задается вопросом, почему фотографии о «демократичных» поступках государственных служащих распространяет их пресс-служба, а не какой-нибудь обладатель айфона, встретивший на своем пути мэра.

У профессиональных велосипедистов есть доводы еще серьезнее и с ними приходиться соглашаться, однако когда дело доходит до практики, возникают непреодолимые обстоятельства в виде повального засилья в Петербурге автомобилей. Совсем недавно, месяц назад или раньше, депутаты Законодательного Собрания и их помощники решили прокатиться от Мариинского дворца до Дворцовой площади – пешком пару минут, на двух колесах парламентарии добирались в три раза дольше, мешали авто. Недавно по другому маршруту прокатился глава профильного комитета господин Буренин, он отвечает за метро и за велосипеды, хотя, как говорят в одном городе, это две большие разницы.

В любой битве автомобилей, велосипедов или подземной электрички побеждает последняя. Метро – дешевле, быстрее и безопаснее. И что мы имеем в нашей неспокойной реальности? Господин Буренин, прославленный во времена губернатора Яковлева борец с коррупцией, на пресс-конференции сообщает, что петербургское метро будет развиваться, но чуть медленнее. В нанобудущее наношагами – прямо по заветам юмористического шоу на популярном телеканале. Забалтывается вопрос о введение платы за въезд в цент города, решение проблем с парковкой частного транспорта доходит до абсурда: чиновники предлагают платить по двести рублей за час.

Европейский город, по мнению велосипедистов и резко примкнувшим к ним чиновникам, отличается от областного центра велодорожками и велопарковками (настоящими, а не абы какими). В новостных выпусках телеканалов и радиостанций, на целых полосах журналов и газетах, сюжеты посвящены решению главной проблемы города. Участвую все. Ведь гораздо легче привинтить к асфальту пару конструкций, где два-три хипстера смогут оставить своих «коней», проще отчитаться чиновникам о проделанной работе, народные избранники тоже счастливы – всем не поможешь, а тут человек наконец-то велосипед смог достой припарковать, как в Париже или Лондоне. Цивилизация! Европа!

Как там, в европейских городах, с велодорожками знают единицы – все-таки тоталитарный занавес поднялся, границы открылись, только русский народ не спешит в Лувр или поглазеть на Биг-Бен. Притягивают из года в год турецкие и египетские пески. Кстати, как там с велодорожками? Подмывает сказать херово. Зато в Москве культуру развивает бывший жених Ксении Собчак по фамилии Капков. Журнал «Афиша» его поместил однажды на обложку, то есть хипстеры признали «единоросса» своим. Бывает и такое! А почему? Потому что Капков организовал бесплатный велопрокат. Каждый второй велосипед возвращают сломанным, каждый третий не возвращается вовсе, зато «креативный класс» доволен – в парке Горького появились шесть километров «живописной велодорожки». Спасибо за наше счастливое детство!

Победа теории малых дел налицо. Эмпирическим путем 40-летний (или сколько там вашему Капкову?) столичный чиновник доказал: «креативный класс» готов дальше терпеть Собянина и люто ненавидеть Путина – молча, главное – пускай работает любимый «Жан Жак» и больше велодорожек. Нет. Просто – больше велодорожек. Живописных велодорожек.