Главное сегодня

24/10/2020 ВСЕ НОВОСТИ
30.04.13 18:05
| Просмотров: 364 |

Два часа радости

Владимир Соловейчик

В цирке я не был лет сорок, не меньше. В детстве с мамой ходил - и не раз, хотя воспоминания сохранились довольно смутные. Но общее ощущение праздника, приобщения к миру, бесконечно далекому от нашей обыденной житейской суеты, необычному, романтическому и вызывающему бурю эмоций, запомнилось.

В этом году посетить цирк на Фонтанке ради представления «Медведи-канатоходцы или Мамба-карамба» меня уговорила дочка. Сказалось воздействие массированной и грамотно сделанной телевизионной рекламы, в том числе и на специальных детских каналах, множество афиш, повсеместно украшавших наш город, начиная со старта гастролей 8 февраля. Собирались мы месяц, другой, в конце концов, пошли, успели до отъезда труппы после прощального представления 3 мая — и я не жалею о субботнем вечере, проведенном в обществе Александра Иванова, Владимира Щигорева, Евгении Нуянзиной, Максима Боровикова и их мохнатых бурых подопечных, а скорее, соратников по сложными трюкам, связанным с хождением по канату, сложному для человека, не говоря уже о косолапых топтыжках, требующему пластической подготовки и массы труда на репетициях... 

Ещё в далеком 1977 году, в праздничный день 1 мая, народный артист России Михаил Иванов, выступая во Владивостоке, получил в подарок сироту: маленького гималайского медвежонка, подобранного после лесного пожара, передали в труппу военные моряки. Через год появились первые трюки с двумя медведями на канате. Это были
проход медвежонка на задних лапах, державшегося за плечи партнера, идущего впереди по канату, и самостоятельный проход медведя на четырех лапах по наклонному канату. Номер стал аттракционом и получил название «Морские забавы». Появились и новые элементы с участием канатоходцев-людей и канатоходцев-медведей. Фактически сейчас идёт уже о мини-представлении, со своей интригой, со своей драматургией. «Это раньше можно было сделать сальто и уже «купаться» в овациях. Сегодня же цирковой артист должен нести какой-то образ, - рассказал в интервью «Вестям» нынешний руководитель труппы, сын Михаила Иванова Александр. - Поэтому и наш аттракцион поставлен не просто как набор трюков, а как путешествие на корабле, где между людьми и медведями происходят разные события. Конечно, трюк превыше всего в цирке. Но вокруг него – актёрское мастерство, музыкальное оформление, красочные костюмы, декорации...»

Сейчас в труппе пять медведей: «Во-первых, это Маша, наша звезда, которой уже 12 лет. Кроме неё, работают Юля и Ваня, им по 6 лет. А также две малышки по три годика – Даша и Майя, которых нам подарили в Иркутске сотрудники МЧС. Они подобрали беспомощных медвежат на дороге в сильный мороз». Эти слова Александра Иванова, которому беспрекословно подчиняются пятеро косолапых разного возраста, в особых комментариях не нуждаются. В интервью телевидению Александр Михайлович рассказал, чем обычные медведи отличаются от его воспитанников: «Они прекрасно ходят и на передних, и на задних лапах, на велосипедах катаются, но по канату они ходить никогда не будут. Потому что, существует в народе, что медведь может на дерево залезть, но страх высоты у него есть. И он сильно от земли не будет отрываться, никогда. А у нас же медведи ещё поднимаются на высокий мостик, пока сейчас трюк в стадии репетиции – это 10 метров высоты». Обучить медведей непросто, тем более в таком синтетическом номере, как «Морские приключения», где есть и хождение по канату, и эквилибристика, и акробатические трюки, и, разумеется, дрессура. 

Дело это — совсем непростое, одни когти косолапого артиста чего стоят. Не даром «в работе с ними нужно быть предельно внимательным и каждый день с определённым настроем идти к своим подопечным. Хороший дрессировщик – это вожак для животных. Ещё очень важно быть последовательным в работе с ними. Например, если ты ведешь медведя на работу левой рукой, а печенье даёшь правой, то так нужно делать всегда. Если по неопытности дрессировщик меняет руку, то может получить отмашку. Если неожиданно хлопает дверь или лопается лампочка, то медведь на это реагирует, может поцарапать...» Судя по той тщательной добросовестности, с которой бурые артисты исполняли свои обязанности, по серьезному выражению их лиц, когда они передвигались по канату, ходили на задних лапах по манежу или крутили колесо штурвала, дрессура в труппе Александра Иванова на высоте...

Ну, а дочка моя получила массу положительных впечатлений. Два часа беспримесной радости для ребенка значат немало. Особенно, когда сопровождаются довольно любопытными наблюдениями: «Кошки хитрые, из трех котов только один в обруч прыгнул, а двое под ним пробежали, обезьяны тоже уклонялись, ежики медленно ползут вдоль манежа, а вот медведи честно работали, им даже в голову не приходит, что можно как-то по-хитрому обойти и выкрутиться или время лениво тянуть...» Получается, что на арене цирка — прямо как в жизни...

Спасибо труппе Александра Иванова! За доставленную радость... За приятные воспоминания... В общем, как услышишь «мамба-карамба», сразу становится на душе приятнее и светлее... А мы ещё смеемся порой над выражением «волшебная сила искусства»... Зря смеемся!