Главное сегодня

29/03/2024 ВСЕ НОВОСТИ
18.03.13 17:10
| Просмотров: 269 |

Готов, но не сегодня

Павел Смоляк

Владимир Путин вновь и вновь предлагает все лучшее черпать из прошлого. За двадцать лет без существования Советского Союза наше общество стало совершенно другим, считает президент. Расхлябанным, слабым, никто автомат в руках не держал, а если завтра война?

Когда на полном серьезе заговорили о возвращении ГТО – программы «Готов к труду и обороне», существовавшей в СССР 60 лет, я вспомнил школьные годы. К моему тогдашнему счастью, все советское медленно и беспощадно уничтожалось. В первом классе нас еще сопровождали пионеры, во втором видел октябрят, а сразу после декабря 1991 года, после Нового года, в январе 1992 года народ внезапно изменился. Никто больше не носил школьную форму, перестали крепить значок с молодым Ильичом, над красным галстуками просто-напросто потешались, да и их никто не надевал, демонстративно сморкались.

В коридорчике у входа в большой спортивный зал на стене висели несколько стендов. Наверное, они до сих пор на месте. Это были нормативы ГТО. Несколько ступеней. Я смотрел на минимум, который мне предстоит выполнить. Не знал же я тогда, что с крахом СССР рухнем все, и система ГТО в том числе, а оценки по физкультуре наш без пяти лет заслуженный учитель России будет проставлять по наитию, опираясь на собственный опыт. Было что-то странное в нашей новой стране. Ушел Советский Союз, вместе с ним пропала вся методика (формально, но не юридически), учителя начинали с нуля, советские учебники лежали у нас на партах не раскрытыми, ну не считая математики – таблицу умножения не в силах переиначить даже послушное большинство «Единой России».

Несколько лет назад при президенте Дмитрии Медведеве в школьной неделе появился третий урок физической культуры. Потом, правда, глава государства разошелся, предложил ввести в школьную программу бадминтон. Затея провалилась. Не помог третий урок физкультуры, ради которого во многих школах пришлось пожертвовать, например, литературой. Книжки российские чиновники не читают, нет времени. Они и спортом не занимаются по той же причине, но вектор государства есть вектор государства. Пример сему Владимир Путин. Он мастер спорта, у него черный пояс, он любит плаванье, лыжи, играет в теннис и бадминтон, катается на велосипеде и любит демонстрировать голый торс. «Мне всего-то шестьдесят!» - могла называться программа эстрадного артиста ВВП.

По телевизору, бывает, показывают новые школы. Просторные аудитории, спортивные залы и бассейн с родниковой водой. Таких школ мало. Они как показательные колони: их постоянно демонстрируют журналистам и иностранцам – типа, скоро так будет везде. Не будет. В большинстве своем учебных мест школьникам не хватает, приходиться ютиться в грязных бараках, построить новое здание накладно. Лучше, считают чиновники и сторонники ГТО, за эти же деньги провести очередной прием от имени губернатора, умаслить дорогих гостей, которые приведут в Петербург или Ленинградскую область (все равно скоро два региона объединят) новых инвесторов или построят заводы по сборке очередных автомобилей, а то и целый никому ненужный стадион за $50 млрд!

В обычных школах урок физкультуры проходит по стандартному регламенту. По звонку начинается перекличка, потом дети разминаются – бегают по кругу, затем обязательное выполнение нормативов – прыжки, отжимания, подтягивания. Последние десять-пятнадцать минут – игра в баскетбол или мини-футбол, зимой – лыжи. Для особо одаренных – столы для настольного тенниса или бадминтон. За сорок-сорок пять минут воспитать из щуплого школьника бодибилдера невозможно. Сорок минут простых физических упражнений вытрясут разве что завтрак или полдник – урок физкультуры в школах легко может быть вторым или третьим; больше везет тем, кто заканчивает в зале учебный день. Душ присутствует за закрытой дверью.

Владимир Путин, думаю я, прав. Нынешнее поколение – не качки конца восьмидесятых, когда культ каратэ и вдобавок к нему американские боевики затмевал все заветы Партии. В крупных и мелких городах создавались тайные секции восточных единоборств, открыто работали секции самбо, стены в тренажерных залах до сих пор увешены портретами Шварценеггера, кумиром которого, между прочим, был и, наверное, остается советский олимпийский чемпион Юрий Власов, ему сейчас 77 лет. Школа этих ребят мало волновала, а в эпоху 90-х, когда культуристы превратились в рэкетиров, а нормативы ГТО пригодились разве что мелким барыгам, научившимся в школе быстро бегать от постовых.

Советская система ГТО возникла в 30-е годы как способ заставить население меньше думать, а больше делать. В СССР еще были живы революционные настроения, молодежь да и старшее поколение страдало от странных реформ руководства. Постепенно, как, впрочем, всегда, гонимый режим спустя десять лет казался не таким кровавым. Царь, конечно, был еще тем сукиным сыном, но нашим, помазанником божьим. Насаждаемый сверху атеизм существовал только на словах. Паразитировал проклятый онанизм.

«Мы, несомненно, имели бы более сильную, крепкую, энергичную молодежь, имели бы более выносливое войско, и наша народная мощь была бы гораздо значительней, если бы не существовало совсем онанизма», - цитировал в далеком 1925 году некий М. Михайло немецкого ветерана борьбы с онанизмом Германа Оскара Роледера.

Сегодня молодежь искушает не только онанизм и пропаганда гомосексуализма. Сложно объяснить школьнику ради чего он должен бегать сто метро за столько-то секунд, подтягиваться десять раз. За значок? К сожалению, ушли те времена, когда люди довольствовали вымпелом, грамотой и переходящим кубком. Думаю, не надо объяснять, что спорт – вещь полезная. Умеренный спорт продляет жизнь, а профессиональный спорт – в некоторых странах высокооплачиваемая работа. Слова «Готов к труду и обороне» в стране, где 99% мечтают о халяве, звучат, по меньшей мере, вызывающе.

Более года назад начальник петербургской полиции констатировал, что треть руководителей его ведомства не сдали физические нормативы. Двоечники, так сказал. Затем, спустя полгода, уже другой начальник городской полиции сообщил, что половина личного состава ведомства не справилась с физкультурой. Дмитрий Медведев неудачно протестировал бадминтон, он же провозгласил знаменитую реформу МВД. Реформа, как все затеи нынешнего премьера, провались. Но у господина Медведева есть шанс реабилитироваться. Пускай школьники еще пару десятков лет поживут без ГТО, а вот полицейские, напротив, пускай тренируются – и в борьбе с оппозицией поможет, и, быть может, какого преступника шустрый страж порядка догонит и изобличит.