Главное сегодня |
|
29/03/2024 ВСЕ НОВОСТИ | 18+ | Политика | Общество и Спорт | Культура | Деньги | Интервью | Колонки | Фоторепортажи | Мнения |
Колонки автора
Кошмарный сон «фронтовика»
Я представляю себе, как завидуют покойному Сталину иные действующие персоны. Ну, кто, скажите на милость, будет через 70 лет спорить о том, что именно подписал Грызлов или о чем на таком-то заседании тому-то сказал Миронов?
|
Владимир Соловейчик родился в Ленинграде, но высшее образование получил в Германии. Соловейчик - пламенный журналист и оратор - нашел себя, как в средствах массовой информации, так на трибуне митинга. Редкая манифестация в Петербурге обходится без колумниста «Шума». Соловейчик из тех людей, чье перо не отделимо от жизни. Он одинаковый борец, что на асфальте улицы, что за письменным столом. Упорство и принципиальность порой стоит журналисту хлопот с государственной машиной, однако приверженец права и морали всегда идет до конца, и «бедному государству» ничего не остается, как раскошеливаться и платить рублем за неприятности, доставленные Владимиру Матвеевичу
Уроки ИльичаДалеко не всегда действия тех или иных лиц несут за собой в общественном мнении именно те последствия, которые представлялись, по замыслу их инициаторов, желаемыми. Когда историк и по совместительству «советник предводителя Российского Дворянского Собрания» Владимир Лавров обратился к председателю Следственного комитета РФ Александру Бастрыкину с просьбой провести экспертизу работ Ленина на наличие в них экстремистских утверждений, он, предполагаю, и не подозревал о том резонансе, который вызовет его публичный донос. А зря. Бывший в прежней своей жизни младшим научным сотрудником в секторе произведений Ленина Института марксизма-ленинизма при ЦК КПСС, рьяный защитник «светлой памяти» кровавого палача Сибири адмирала Колчака, полагаю, не до конца просчитал реакцию. Пафосный борец с «преступлениями коммунистического режима в СССР» и в мыслях не имел намерения вызвать тот всплеск интереса к сочинениям Владимира Ильича, который случился в последние дни. С точки зрения массовой психологии, кстати, вполне понятный всплеск: «Надо же поглядеть, пока не запретили, успеть ознакомиться хоть с каким-то текстом, пока за его чтение не стали отправлять за решетку…» Интерес этот, на мой взгляд, не только человечески оправдан и политически обоснован, но и для многих, например, людей пишущих, профессионально полезен. Поясню на своём примере. Когда я созрел до написания текстов для Интернет-изданий, возник вопрос формы, то есть того, как их писать, чтобы было интересно и при этом не в ущерб содержанию и идейной направленности. Пораскинув мозгами, я взял в руки том Ленина, где опубликованы его работы за 1912 – 1914 годы, когда пером и усилиями Владимира Ильича заполнялись номера газеты «Правда», где основатель большевизма чуть ли не в каждом номере выступал в качестве обозревателя, аналитика, публициста, рецензента. Как выяснилось, закономерности технологии написания ленинских текстов действительно видны. Стоит их кратко сформулировать, тем более что и в век Интернета они своей актуальности не потеряли. Итак… Начну с того, что тематика материала должна быть по возможности ясной, четкой, свободной от двусмысленностей. Ее должен в максимальной степени отражать заголовок. При формулировании заголовка и – при необходимости – подзаголовков надо стремиться избегать неопределенности, небрежности, расплывчатости, так как иначе читателю просто будет непонятно, чему посвящен предлагаемый его вниманию материал, он просто не станет далее читать. Заголовок желательно сделать лаконичным, в виде краткой, но при этом запоминающейся фразы. «Стандартный» текст - для удобства восприятия читателя любой степени подготовленности и политической грамотности - должен состоять не более чем из четырех – пяти абзацев. В малом объеме и упругости стиля и содержится залог успеха. При этом первый абзац весьма полезно составить из содержания заголовка, подзаголовков (если они в тексте имеются) и выводов, непосредственно следующих, по мысли автора, из всего материала. Следом в тексте должен быть собственно содержательный блок, где мысли автора, уже показанные в первом абзаце, излагаются подробно, развернуто, с аргументацией «за» и критикой возможных аргументов «против». Этот содержательный блок, таким образом, попутно играет и роль справочного, ибо в нем автором приводятся хроника событий, имена, даты, факты, то есть та информация, которая подкрепляет позицию автора и наглядно иллюстрирует его выводы. В заключительном абзаце – по возможности, коротком, из одного – двух предложений, ещё раз приводится вывод из всего материала, делая композицию текста тем самым «закольцованной», то есть сильнее действующей на восприятие читателя. Сам текст должен быть написан маленькими и легко понятными предложениями. Желательно писать так, чтобы было как можно меньше запятых, кавычек, многоточий, скобок. Если содержание текста достаточно насыщенно, то целесообразно было бы поделить весь текст на предложения без запятых. Если это никак не выходит, то предложения с запятыми (сложносочиненные, сложноподчиненные, с причастными и деепричастными оборотами) должны размещаться в центре абзаца, при этом первый и последний абзацы должны по возможности состоять всё-таки из простых предложений. При написании текста стоит, на мой взгляд, исходить из той нехитрой посылки, что весь контекст или значительная часть контекста описываемых автором событий читателю может быть до момента прочтения неведома. Отсюда вытекает необходимость правильного выбора информационного повода и требования к форме подачи материала: авторское мнение, авторские оценки после прочтения должны восприниматься как нечто равнозначное по значению самому описываемому факту, событию. Тем самым событийный текст фактически превращается в текст аналитический, при этом, не скрывается, что под видом анализа вполне можно продвигать к читателю и скрытую агитацию в пользу того или иного явления, лица или действия либо скрытую агитацию против оных. При этом всякий ответственный перед своими читателями и издателями автор должен исходить из того, что любое критическое выступление либо замечание должно содержать в своём отрицании и позитивную программу. Даже если таковая непосредственно в тексте напрямую и не сформулирована, читатель по ознакомлении с материалом должен твердо уяснить, что она у автора есть, а – по возможности – и понять, в чем она заключается. Владимиру Ильичу это удавалось в полной мере… Так что, желающим преуспеть на ниве литературной деятельности, я очень рекомендую внимательнейшим образом ознакомиться с текстами Ленина-журналиста. Да и всем остальным согражданам явно не помешает. По крайней мере, стоит поторопиться, пока современная инквизиция не стала преследовать граждан за чтение и распространение произведений нашего самого великого соотечественника… |
Метрополитен-музей в Нью-Йорке переименовал картину Эдгара Дега «Русская танцовщица»Метрополитен-музей в Нью-Йорке изменил название картины французского художника Эдгара Дега «Русская танцовщица» на «Танцовщица в украинском наряде»...Владимир Путин присвоил звание «Мать-героиня» семи россиянкамПрезидент России Владимир Путин присвоил семи россиянкам звание «Мать-героиня». Они удостоены звания за большие заслуги в укреплении института семьи, повышении значимости материнства и воспитании детей...«Макдоналдс» в Белоруссии сменит название на «Вкусно — и точка»В Белоруссии рестораны «Макдоналдс» в течение нескольких недель сменят название на «Вкусно — и точка»... |
© 2010-2024 Журнал «Шум» |
|