Главное сегодня

28/03/2024 ВСЕ НОВОСТИ
20.05.12 20:45
| Просмотров: 256 |

#Исаакиевская и другие #

Павел Смоляк

Гражданские акции всегда лучше митингов и шествий политиков. Они честнее, потому что никто не дерется за свой флаг, все, будь ты коммунистом или либералом, пришли за одним, скажем, отстаивать честные выборы. Да еще проще – все мы петербуржцы и хотим жить в европейском городе, а не средневековой провинции с ежедневной воскресной школой.

Как это ни печально, акция в сквере на Исаакиевской площади скончалась из-за собственного формата. Такая самоубийственная судьба лагеря на белых скамейках, воем уличных музыкантов и странными танцами. Через неделю после первого дня существования «оккупай» многие посетители оппозиционного «лагеря» вдруг, будто избавившись от гипноза, поняли, что синоним дежурства в лагере слово «бомжевание». Вся риторика против Путина остается простым «пьяным» разглагольствованием, а близлежащий тенек – местом, где любой дурак, от которого бежишь в обычной жизни, начинает учить жизни, и ничего с этим не поделать, демократия.

Теперь о гражданском сквере можно только вспоминать, хотя он и не разогнан омоновцами по примеру московского. После подтверждения слухов, что на Исаакиевской площади собирается очередная ассамблея, назначаются руководители направлений, стало очевидно, «дом пропал». Ксюша Собчак, локомотив столичного протеста, устала доказывать местным полицейским, что руководителей у стихийной акции нет, тут каждый руководитель, а в Питере назначают главных (некоторые назначают себя сами), причем консенсусом. В сети есть смешные истории: приходит не вполне вменяемый человек и всегда голосует «против», консенсус идет в жопу.

Лет пять назад один известный петербургский аналитик, философ продвигал популярную в Европе (он ссылался на Прибалтику) тактику гражданских политических флешмобов. К сожалению, в нашем городе и во всей России так повелось, что если адекватные вещи предлагает обычный человек, он – местный сумасшедший, когда те же слова повторяет какой-нибудь Навальный – великий идеолог и мастер. Кстати, поэтому российская оппозиция всегда отстает на несколько шагов и никак не может порадовать саму же себя какой-нибудь серьезной победой. Умных, правда, не слушают и в Кремле, и в Смольном, и в Facebook.

То, что случилось на Чистых прудах в Москве и на Исаакиевской площади в Петербурге – поначалу был самый настоящий флешмоб. Люди, не сговаривавшись, пришли в одну точку и с одной целью, при этом своим поведением не нарушили обычный распорядок дня города. Затем на площадь стали привозить еду и кормить всех желающих (бутерброды, сырники и гамбургеры), появилась скамейка с книжками, которые можно был взять почитать, оставив взамен другие, на траве разложился бесплатный «магазин» одежды (старческая ветошь вахтерши из ближайшего НИИ), популярный глянцевый журнал анонсировал турнир по бадминтону (пришли пять человек). Политическая акция стала пикником, задержавшимся на несколько дней, местом, где можно перекусить и поумничать. Где испражнялись оппозиционеры, проводившие в сквере по 50 часов, загадка.

Один из полицейских, дежуривших на Исаакиевской площади, сказал, что вместо восьмичасового рабочего дня теперь из-за «гуляний» он и его коллеги дежурят по двенадцать часов. Им новшество, конечно, не нравится, но власти свыклись. Чинуши решили, дескать, конкретно в сквере в километре от Дворцовой площади, под окнами городского парламента, пятизвездочной гостиницы и прокуратуры сто оппозиционеров не представляют никакой опасности. Другое дело, когда несогласные начинают осваивать новые точки протеста. Пример тому «контрольная прогулка», которая завершилась на площади Искусств, напротив – гостиница «Европейская», в минуте ходьбы – Невский проспект, а с другой стороны Русский музей. Скопление народа в этом месте власти запретила и, погрозив арестами, оппозицию спугнула.

Сейчас петербургские оппозиционеры – пообщайтесь с ними часок другой – с беспокойством задают друг дружке неприятный, но своевременный вопрос: что дальше? Стояние в сквере приобрело небольшую известность. Сквер посетили какое-какие знаменитости, впрочем, похвастаться перед Москвой нечем. В столице хотя бы лагеря разгоняют, что а) дает почву поскандалить в прессе и б)удается избежать «пролежней» - оппозиция постоянно в движении (и все благодаря властям!).

Один из муниципальных депутатов города написал у себя в блоге: «Ребятам нужна поддержка авторитетов. Если бы туда пришли Басилашвили, Сокуров или Шевчук, об #Исаакиевская узнал бы весь город», а спустя неделю выдал: «По #Исаакиевская ходит Александр Сокуров. Но никто его не узнает :-)». Добавить нечего. 

С.-Петербург