Главное сегодня |
|
29/03/2024 ВСЕ НОВОСТИ | 18+ | Политика | Общество и Спорт | Культура | Деньги | Интервью | Колонки | Фоторепортажи | Мнения |
Колонки автора
Кошмарный сон «фронтовика»
Я представляю себе, как завидуют покойному Сталину иные действующие персоны. Ну, кто, скажите на милость, будет через 70 лет спорить о том, что именно подписал Грызлов или о чем на таком-то заседании тому-то сказал Миронов?
|
Владимир Соловейчик родился в Ленинграде, но высшее образование получил в Германии. Соловейчик - пламенный журналист и оратор - нашел себя, как в средствах массовой информации, так на трибуне митинга. Редкая манифестация в Петербурге обходится без колумниста «Шума». Соловейчик из тех людей, чье перо не отделимо от жизни. Он одинаковый борец, что на асфальте улицы, что за письменным столом. Упорство и принципиальность порой стоит журналисту хлопот с государственной машиной, однако приверженец права и морали всегда идет до конца, и «бедному государству» ничего не остается, как раскошеливаться и платить рублем за неприятности, доставленные Владимиру Матвеевичу
Нелюбовь брата ЛоренцоНе так давно, пробегая по делам, задержался возле автолавки. Как это ни покажется странным, среди книг «за 60 рублей» порою попадаются настоящие шедевры. В тот раз мне повезло – я приобрел роман «Призраки Гойи» Жан-Клод Карьера и Милоша Формана. И зачитался. Речь идет о литературной основе для сценария одноименного фильма Милоша Формана, пять лет назад вышедшего на экраны, в том числе и в нашей стране. Пересказывать содержание – не стоит: кто видел, тот вспомнит. Кто не видел – быть может, прочитает этот текст и поглядит. Или возьмет в руки книгу, которая, как и положено классическому роману, глубже и богаче мыслями, нежели экранизация. Это – не роман о великом художнике и его страстях как источнике творческой силы и вдохновения. Гойя в книге Карьера и Формана – необходимое, важнейшее для развития сюжета, но все-таки совсем не главное лицо. Мне кажется, это – книга о любви. Но и о нелюбви, неспособности любить. Любит дочь богатого негоцианта Инесс Бильбатуа, роль которой и в юности и в зрелом возрасте, уже сошедшей с ума, обезображенной пытками с выламыванием суставов и пятнадцатилетним пребыванием в застенках инквизиции, в фильме блестяще сыграла Натали Портман. Не приходит в голову, что эта безумная, с седыми нечесаными патлами, перекошенным лицом, вся покрытая язвами женщина была когда-то юной, миловидной красавицей, позировавшей Гойе и ставшей его музой. Как и то, что вся ее жизнь – это любовь к человеку, отправившему ее на муки, брату Лоренцо Касамаресу, в роли которого силен своей поистине дьявольской искусительной силой Хавьер Бардем. И еще к их дочери Алисии, зачатой в тюрьме, исчезнувшей за монастырскими стенами и появляющейся в виде бездушной кокетки, труженицы коммерческого секса (по-тогдашнему мадридскому обыкновению именуемой «махой») в конце повествования. Той самой Алисии, которую Инесс встретит в момент казни брата Лоренцо, но так и не узнает. История придуманная, но, вспомним герценовское: «Все вымысел, но основа – истина»… Если, закрыв эту книгу, внимательно задуматься над прочитанными страницами, то приходит на ум довольно странная, на первый взгляд, мысль. Ощущаешь неимоверную жалость и чувство сострадания. Но совсем не к тому, кто его наиболее заслуживает. Не к несчастной Инесс, жизнь которой загублена бесповоротно. Эта потерявшая рассудок почти ведьма – с виду и по поведению, сохранила в себе главное – неувядший дар сочувствия, сопереживания, который в данном случае означает любовь. Жалость, огромную, щемящую, вызывает брат Лоренцо. Фанатичный католик, идеолог инквизиции, он, не особенно сопротивляясь своей разгоревшейся похоти, соблазняет за жаркой молитвой истерзанную плоть Инесс прямо в камере. Вспоминая ее портрет, увиденный задолго до этого в мастерской Гойи, ставший объектом его фантазий. Вот уж воистину: «Фантазия, как известно, является отдушиной для желаний – при ближайшем рассмотрении ими оказываются асоциальные инстинкты, большей частью самые примитивные» (Эден фон Хорват). После неизбежного в подобном случае краха духовной карьеры бежит через Пиренеи в охваченную бурей Францию, где становится убежденным атеистом и пламенным революционером. Через пятнадцать лет вместе с французскими войсками возвращается на родину, судит своих бывших коллег по Священной Инквизиции, метит на пост премьера в новом правительстве, бессмысленно бьется ради этого за свою репутацию – отправляя освобожденную из застенков Инесс в сумасшедший дом, а свою дочь Алисию безуспешно пытаясь изгнать в американские колонии. Чтобы попасть, в конце концов, после торжества реакции в лапы своих врагов и мужественно погибнуть, отказавшись принять жизнь в обмен на отречение от своих взглядов. В окружении враждебной толпы, на глазах с улыбкой взирающей на его мучения дочери. И лишь та самая изуродованная Инесс вспомнит о нем в последний, смертный миг, позовет его, одна она пойдет за ослом, увозящим с мадридской площади тележку с трупом бывшего брата Лоренцо. «В женском сердце есть много силы, ежели достанет только решимости употребить ее» (Герцен). Пусть Инесс Бильбатуа и далека о совершенства, наивна в юности, безумна в зрелом возрасте, несет груз религиозных и социальных предрассудков. Но в ней есть нечто, что отличает ее от брата Лоренцо, да и многих иных. Это – тяга к иной, более светлой и чистой жизни. Эта другая жизнь для нее как в тумане, она ее не ведает и не представляет, но чувствует, что эта жизнь одолеет рано или поздно мертвечину, ложь, изуверство, восторжествует над смертью и распадом. «В своих современниках я не нахожу ничего, кроме черствости, неприязни, подозрительности. Так кому же еще, как не женщинам, выскажем мы те самые глубокие, самые задушевные, самые потаенные слова?» - сказал много лет тому назад итальянский писатель Альберто Савинио. Лоренцо Касамарес на это не способен. Человек догмата, будь то учение отцов церкви, будь то принципы свободы, равенства и братства, он всецело поглощен борьбой идей и разделяющих их людей. Борец и политик, он органически не способен полюбить женщину, если это выходит за рамки обычного плотского желания. Он любит идеал, свою мечту о будущем рае на Земле… В этом источник его силы. Но одновременно и причина непоправимой слабости. «Он великий соблазнитель, которого, однако, вновь и вновь соблазняют женщины. Никто из них не может перед ним устоять…Что же влечет женщин к Дон Жуану? Не просто мужская сексуальность, великолепный пример которой он, несомненно, являет, но и глубокая, метафизически выраженная суть этой сексуальности, воздействие которой на женщин неотразимо. Дон Жуан все время ищет совершенство, то есть то, чего на земле не найти. Женщины же хотят доказать ему, а заодно и самим себе, что все, что он ищет, на земле имеется. Несчастье женщин в их земном кругозоре. Только почувствовав, что ему нужно нечто, чего в этой жизни нет, они в ужасе отшатываются от него» (Эден фон Хорват). Как отшатнулась Алисия. Инесс нет – может, как раз в силу своего безумия. В любом случае, святоша и бунтарь, республиканец, пошедший на службу императору Наполеону, безбожник, подготовивший по поручению генерала Бонапарта конкордат со столь ненавистным ему папским престолом, несостоявшийся отец, неудавшийся муж погибает опустошенным, встречает свой конец в полном одиночестве. Не считая той, которая по-прежнему думает о нем. Несмотря на явную нелюбовь брата Лоренцо. |
Метрополитен-музей в Нью-Йорке переименовал картину Эдгара Дега «Русская танцовщица»Метрополитен-музей в Нью-Йорке изменил название картины французского художника Эдгара Дега «Русская танцовщица» на «Танцовщица в украинском наряде»...Владимир Путин присвоил звание «Мать-героиня» семи россиянкамПрезидент России Владимир Путин присвоил семи россиянкам звание «Мать-героиня». Они удостоены звания за большие заслуги в укреплении института семьи, повышении значимости материнства и воспитании детей...«Макдоналдс» в Белоруссии сменит название на «Вкусно — и точка»В Белоруссии рестораны «Макдоналдс» в течение нескольких недель сменят название на «Вкусно — и точка»... |
© 2010-2024 Журнал «Шум» |
|