Главное сегодня

29/03/2024 ВСЕ НОВОСТИ
21.11.11 08:40
| Просмотров: 478 |

Моя бабушка и другие старики

Павел Смоляк

В жизни действует простое правило: неважно, кем ты был, важно, кто ты сейчас. Принимая это незамысловатое суждение на пики личной популярности, чуть состарившись, человек, растерявший за годы всю удаль и уважением, требует к себе тех же почестей, нараспев доказывая, каким он был, таким и остался.

Моя бабушка – типичный представитель русской старческой неадекватности – живет прошлым и, как мне кажется, плохо понимает, зачем продолжает жить в настоящем. Ее дни похожи, в будущем (что это такое?) нет никаких перспектив, кроме смерти и забвения. Она по известному исключительно ей графику устраивает скандал, цепляясь к соседям, стараясь внушить всем, что только ей небезразлично происходящее вокруг.

Старики требовательны, нудны, скучны и иногда противны. Еще они назойливы и не хотят идти в ногу со временем. И моя бабушка, прожившая и проживающей со мной в одной квартире через стенку, тому яркое подтверждение. Разумеется, не все такие, но большинство

Моя бабушка каждый день рано просыпается и, если это день выборов, идет голосовать. Голосует она за действующую власть. Не важно, на кого ей покажет телевизор или радио, главное – показали, назвали имя избранника. Она голосует за Владимира Путина и Дмитрия Медведева, за «Единую Россию», а вечером жалуется на маленькую пенсию и грабительскую плату за телефон. Телефон, за который приходилось платить что-то около 300 рублей в месяц, она отключила, потому что дорого.

Однажды, в очередной день надвигающегося шума в квартире, бабушка показала квиток платы за различные услуги. «А пенсия знаешь, какая у меня?» - начала она издалека. «Так ты сама виновата», - сказал я. «Я?» – бабушка надулась и рука ее потянулась к столу за кастрюлей, которая, по ее мнению, должна полететь в сторону внука, если еще раз он позволит выражаться в таком духе. «Ну да, - пожал я бесстрашными плечами. – Ты же голосуешь за Путина?» Бабушка кивнула. «А за «Единую Россию»?» Бабушка вновь кивнула. «А кто назначает пенсии?» «Правительство», - радостно ответила родственница. «А кто возглавляет правительство?» «Путин!» - с энтузиазмом огласила бабушка. «Выходит, ты голосуешь за того, на кого потом жалуешься». «Да», - ушла бабушка думать.

Иногда бабушка кричит. Громко, срывая голос, экспрессивно, меняя интонации. В ней погибает или давно погибла актриса средненького драматического театра, какого-нибудь кировского ТЮЗа. Она может заплакать, а через секунду с сухими глазами смеяться собственной шутке. Она любит Иосифа Сталина и повторяет легенду о письме любимому вождю. «Сталина на вас нет!» - это из лексикона моей бабушки. А легенда такая. После войны бабушка, было ей лет 12 или 15 (тут все непонятно), возвратилась в родную квартиру, которая была заселена теперь семьей фронтовика. Родителей у бабушки не осталось, никто не хотел ей помогать, и тогда она обратилась лично к Сталину. Через месяц бабушку поселили в квартиру, которая пережила Сталина и все вождей, в демократической России стала частной собственностью. Квартира – самое ценное, что есть у бабушки. Кажется, она готова смириться со всем, кроме мысли, что когда-нибудь ей покажут на дверь. Не покажут, конечно.

Бабушка не признает никаких профессий, кроме рабочих. Она не понимает, что такое сочинять музыку или писать книги, как можно зарабатывать игрой в какие-нибудь шахматы или теннис. Она редко смотрит телевизор, слушает государственное радио и никогда не читает книг, их у нее просто нет. Но бабушка, имея семь классов образования, с трудом выговаривающая слово «интернет» имеет, думается ей, право учить и нравственной поучать, ссылая на опыт работы почтальоном и возраст за семьдесят или восемьдесят (тут все непонятно).

Меня старики раздражают, вызывают злость. Впрочем, моя бабушка – не единственная моя бабушка, есть у меня и другие бабушки, совсем другие, отличные – то самое старческое доброе меньшинство, которое нынче почти не видно на улицах Петербурга и Москвы.

На глаза мне попадаются противные и жестокие старики, точнее старухи, которые требуют в коммерческом транспорте уступать себе место (с чего бы?), не грубил им и принимал их желчь, обращался на «вы», когда им якобы можно на «ты». Я давно взял за правило отвечать человеку в той манере, в какой он обращается к тебе. «Что ты мне тыкаешь? – слышу частенько, и, получив ответ, что, дескать, не первый начал, слышу: - С мое поживи».

С годами человек становится мудрее, стареет и иногда впадает в маразм. Эх, если бы можно было отделить зерна от плевел, то есть пожилых мудрецов от старых маразматиков, быть может, жить стало свежее, но пресловутая толерантность и человечность подсказывает нам, что маразматики будут считать себя мудрецами, а моя бабушка продолжит кричать из окна на соседских детей, декламируя:

Дорогой товарищ Сталин!
Пусть пройдёт немного лет,
Мы защитниками станем
Славной Родины своей!