Главное сегодня

29/03/2024 ВСЕ НОВОСТИ
12.10.11 19:35
| Просмотров: 302 |

Итоги в ожидании аномальной зимы

Федор Горожанко

Когда я слышу, что Валентина Матвиенко была едва ли не лучшим губернатором в истории города, я искренне удивляюсь. О каком городе говорят эти люди? Как можно дать такую оценку работе губернатора, оставившего треть всего жилого фонда многомиллионного Петербурга в аварийном состоянии?

За полтора года существования сайта «Заливает.СПб» мы входим уже в третью зиму. Я уже могу подводить некоторые итоги своей работы. Один из них состоит в том, что я успел в достаточной мере изучить систему ЖКХ, выращенную «лучшим губернатором всех времен». И поэтому независимо от прогнозов синоптиков берусь утверждать: предстоящая зима снова будет аномальной. Но станет она такой не из-за капризов природы, а благодаря преступной и практически полностью бесконтрольной системе городского хозяйства, созданной в Петербурге под руководством Валентины Матвиенко.

Еще есть время успеть принять хотя бы чрезвычайные меры. Есть время проявить волю и попытаться сломать коррупционные схемы, отлаженные за последние годы. Я призываю проявить эту волю и земляков-петербуржцев, и новое руководство города. Иначе в новой зиме нас ждет настоящая коммунальная катастрофа.

Городские чиновники еще в снегопады 2009-2010 годов убедительно показали свою некомпетентность и незнание элементарных норм обслуживания жилья. Вспомните, как по указанию градоначальников на крыши были выгнаны сотни гастарбайтеров, вооруженных топорами и ломами. А потом и сам глава жилищного комитета Юрий Осипов долбил ломиком кровлю, убеждая журналистов, что таким образом повредить крышу невозможно. Вскоре выяснилось, что такая очистка губительна и давно запрещена, но тысячи кровель уже были изрешечены благодаря невежеству коммунальщиков.

С тех пор каждый год чиновники проявляют удивительную изобретательность. В ходе подготовки к следующей зиме в жилищном комитете заговорили о нанотехнологиях и волшебном напылении на крыши. А в этом году любимой темой жилищников стало утепление чердаков и освоение средств на закупку керамзита. Предназначенные для этих целей материалы всюду мокнут под дождем, сваленные во дворах, если до этого их не успели разворовать сухими.

Проанализировав более 3000 обращений, которые поступили мне на сайт за прошлый осенне-зимний сезон, я пришел к выводу, что дело не только и не столько в бестолковости чиновников. Легко было бы назвать главу жилищного комитета бестолочью, но это будет неправда. Я убедился, что так называемые программы ремонтов – это, по сути, слаженный механизм бессовестного и бесконтрольного воровства. Абсолютное большинство – 71% обратившихся ко мне с жалобами петербуржцев – сообщали, что протечки в их жилье начались не с приходом «аномальной» зимы, а раньше – после того, как в домах были проведены массовые капитальные ремонты кровель образца 2008-2009 годов, о которых победно рапортовала губернатор Матвиенко. Мало того, почти половина (точнее, 44%) жалоб в минувшую зиму пришли из домов, включенных в программы текущего и капитального ремонта на 2010 год, то есть формально они были отремонтированы только что, накануне зимы. Именно эти дома, по словам главы жилищного комитета Юрия Осипова, прошлой осенью были на 100% готовы к предстоящим снегопадам!

Я ответственно заявляю и готов подтвердить свои слова данными, собранными за полтора года существования моего сайта «Заливает.СПб»: причина повсеместно текущих крыш – не в «аномальных» зимах. Причина, как это ни парадоксально звучит, в самих проводимых городскими коммунальщиками массовых ремонтах. Выполняемых неквалифицированными рабочими-гастарбайтерами. Выполняемых с грубейшими нарушениями технологий и с применением низкокачественных материалов. Выполняемых за наши деньги – за вносимую всеми горожанами квартплату и за бюджетные средства – которые нагло и в чудовищных масштабах разворовываются.

Все это делается абсолютно безнаказанно. В течение полутора лет я сотнями передавал материалы о нарушениях в прокуратуру Петербурга, но реальным наказаниям подвергались лишь «стрелочники» на самом низовом уровне, а те, кто отвечает за работу всей системы, неизменно уходят от ответственности и не были наказаны ни разу. Никто не ответил за протекающие свежеотремонтированные крыши. За неизвестно куда исчезающие металл и утеплитель для чердаков. За липовые работы, проводимые только на бумаге. Никто не ответил даже за гибель падающих с крыш азиатских «кровельщиков».

По итогам прошлой зимы я потребовал включить все пострадавшие дома в программы ремонтов на 2011 год. Однако я понимал, что при существующей в Петербурге коррупционной системе ЖКХ само по себе включение в ремонтные программы вовсе не означает решение проблемы.

Я пришел к выводу, что из устроенного при губернаторе Матвиенко коммунального кошмара невозможно выбраться без четкого соблюдения следующих условий:
1. Полная открытость информации о планах ремонтов, объемах работ и выделяемых средствах.
2. Общественный контроль на всех стадиях: выбор подрядчика, проведение ремонта и приемка выполненных работ. Причем контролировать должны не чиновники, а самые пристрастные и ответственные эксперты – жители домов.
3. Персональная ответственность за допущенные нарушения всех без исключения участников коммунального процесса, включая чиновников, руководителей управляющих компаний и подрядных организаций.

С этими идеями весной 2011 года я пришел к вице-губернатору Петербурга Михаилу Осеевскому. Я был готов на общественных началах, то есть бесплатно и безо всякой личной выгоды, сделать на базе своего сайта реально работающий общественный инструмент контроля за ходом летних ремонтных работ.

Цель моего проекта была в налаживании эффективной обратной связи, когда программы запланированных ремонтов не только публикуются на общедоступном сайте, но и могут оперативно оцениваться жителями. А городская власть, в свою очередь, быстро реагирует на поступающие сигналы петербуржцев и своевременно принимает меры по исправлению ошибок – задолго до начала новой зимы.

Меня интересовал только конечный результат – скорейшее исправление кошмарной и постыдной для нашего города ситуации с массово протекающими кровлями. Ради этого результата я шел на сотрудничество с городским правительством. Однако в Смольном, по всей видимости, решили, что обещанием мне должности внештатного советника вице-губернатора покупают меня на корню. В ответ на мою публичную критику городских властей и, прежде всего, коммунальной политики губернатора Матвиенко, Михаил Осеевский заявил, что наша совместная работа прекращается.

Вместо предложенного мною механизма общественного контроля Смольный реализовал собственный «пакет мер». В городе были проведены липовые публичные отчеты управляющих компаний, на которых в качестве общественности собирали тех же работников УК, а петербуржцы были фактически отстранены от участия в обсуждении работы коммунальных служб.

Кроме того, под началом Михаила Осеевского была организована потешная аттестация руководителей ЖКС, на которой выяснялись знания испытуемых не в области законов и технических норм, а во внутренней структуре своих компаний. И даже самые некомпетентные руководители, провалившие экзамен, получали шанс на пересдачу, а считанные отставки стали игрой в коммунальную карусель: начальников УК громко и публично снимали с должностей, а потом без лишней огласки пересаживали в другие кресла – в соседний район или в структуры жилищного комитета.

Была создана и видимость обратной связи. В этом году большинство чиновников и коммунальщиков, следуя моде «на инновационность», завели себе аккаунты в Твиттере, а глава жилищного комитета Юрий Осипов так и вовсе открыл свой персональный блог в интернет-газете «Фонтанка.ру». Но все реальные, наболевшие вопросы почему-то оставались без ответов, а писать в блог на «Фонтанке» Юрий Осипова забросил в тот самый день, когда с треском проиграл праймериз своей партии в Приморском районе.

По сути, ни одно из моих весенних предложений, кроме включения протекающих домов в адресную программу ремонтов, в Смольном не выполнили. Текущие и капитальные ремонты кровли до начала новой зимы должны были выполнить в более чем 8000 петербургских домов, а объем выделяемых средств превысил 3,6 млрд рублей. При этом от технических экспертов мне не раз доводилось слышать, что на весь город сейчас наберется всего порядка сотни по-настоящему квалифицированных специалистов-кровельщиков, способных провести качественный ремонт с гарантией на выполненную работу. На какие ресурсы ориентировался жилищный комитет и каких результатов хотел достичь, заранее зная, что адресная программа в принципе невыполнима? Кто и как мог выделить столь большие средства без сколь-нибудь серьезного контроля за их освоением? Ответы на эти вопросы я все-таки рассчитываю услышать.

Саму адресную программу, чтобы опубликовать ее для горожан в полном объеме, мне пришлось собирать из разрозненных и порой противоречащих друг другу источников. Почти все лето я провел за сбором и проверкой данных, готовил техническую начинку и инструментарий нового раздела. Наконец, 16 августа на сайте «Заливает.СПб» открылся сервис «Гражданский контроль за ремонтом крыш».

Я опубликовал на нем информацию обо всех 8000 домах, вошедших в ремонтные программы на 2011 год. Каждый дом был отмечен на карте своего района и размещен на отдельной странице, содержащей сведения об управляющей компании, о сроках и видах ремонтов и выделяемых суммах. Петербуржцы получили возможность выставлять свои оценки проводимым работам по конкретным адресам, высказывать замечания и отправлять жалобы, размещать фотографии и документы.

В тот же день выяснилось, что не все мои предложения прошли мимо ушей вице-губернатора Осеевского: всего через несколько часов после запуска «Гражданского контроля» в Смольном объявили об открытии сайта «Адресные программы ЖКХ». И я был бы только рад, если бы этот смольнинский проект был рассчитан еще хоть на что-нибудь, кроме отвлечения внимания от давно и активно работающего городского ресурса «Заливает.СПб». Но нет – в Смольном лишь частично воспользовались моей идеей и разместили на городской карте дома, вошедшие в программы ремонтов. Сделали картинку, яркий фантик. Но не проявили никакого желания получать отзывы людей о реальном положении дел, никакого даже намека на работающую обратную связь. Мало того, сайт «Адресные программы ЖКХ» ни разу не обновлялся с момента своего открытия, а информация на нем полна ошибок и просто вранья.

Возможно, данные с этого карманного сайта дали основания теперь уже бывшему вице-губернатору Алексею Сергееву и до сих пор сидящему в своем кресле начальнику жилищного комитета Юрию Осипову недавно объявлять о почти 100-процентной готовности города к наступающей зиме. Я не знаю, чем они руководствовались, пускаясь на откровенную ложь.

Но я точно знаю, что эти их 98 или 99% готовности – это ложь. Потому что только за первые полтора месяца работы «Гражданского контроля» я получил более 400 жалоб петербуржцев на нарушения в ходе ремонтных работ. Тенденции прошлого года не изменились: безусловный «лидер» в потоке обращений – Центральный район, неподалеку за ним Адмиралтейский. Далее, как и предыдущей зимой – Петроградский, Василеостровский и Невский районы. Все повторяется, и жалобы поступают из всех без исключения районов в тех же пропорциях. Разница только в том, что люди подают тревожные сигналы еще до снегопадов и сигналы эти – об отвратительном качестве ремонтов.

Более 20% из поступивших жалоб – это сообщения о том, что протечки кровли идут уже сейчас, с начала осени. Примечательно, что весной, на встрече в Смольном, вице-губернаторы Михаил Осеевский и Алексей Сергеев убеждали меня: установить прямую связь между протечками и безобразным качеством ремонтов невозможно, дескать, крыши текут не из-за плохого ремонта, а от того, что кровлю пробивают ломами гастарбайтеры, убирающие снег. Однако в нынешнем августе и сентябре снега и близко не было, никто его топорами не сшибал, а вот жалобы на протечки хлынули на мой сайт вместе с первыми сильными дождями.

Люди сообщают, что на многих объектах кровли брошены в разобранном состоянии с простым объяснением — «деньги кончились». Почти во всех отзывах петербуржцев я встречаю одно и то же – низкая квалификация кровельщиков, не понимающих русского языка, не знающих технологии и работающих с нарушениями техники безопасности. В большинстве описанных в жалобах случаев ремонт сводился к тому, что «приходили рабочие, потопали по крыше час или два, а потом мы получили отписки из жилинспекции и администрации о выполненных работах».

Там, где делали хоть что-то, реальные объемы работ не соответствуют заявленным. По множеству адресов в программе содержится стандартная формулировка: «Поджатие и промазка фальцев, ремонт стропильной системы». В реальности, сообщают мне жильцы, фальцы не поджаты, а проклеены строительным скотчем и замазаны мастикой, к стропилам же рабочие не прикасались вовсе.

Сроки ремонтов постоянно сдвигаются – с лета на октябрь, ноябрь, а где-то уже на зиму. Жителей, которые пытаются контролировать качество ремонтов, не допускают на крыши – домоуправы меняют замки, опечатывают двери на чердак. Сами домоуправы во многих компаниях сменились за последний год. А когда жильцы обращаются со своими претензиями, новые работники открещиваются от обязательств предшественников: «мы тут недавно, ничего не знаем, никаких документов не получали».

Все поступающие ко мне жалобы (а они идут непрерывным потоком каждый день) – это боль живых людей, наших земляков, поставленных коммунальной системой в нечеловеческие условия. У каждой истории есть конкретный адрес. В каждом случае требуются конкретные, а не бумажные меры. И в каждом случае виновные должны понести реальную ответственность.

На недавнем круглом столе в «БалтИнфо», посвященном проблеме протекающих кровель, я передал в аппарат нового вице-губернатора Сергея Козырева часть жалоб, поступивших мне через «Гражданский контроль» – более 250 обращений. Я надеюсь, что новое руководство Петербурга способно к совместной конструктивной работе. Я к такой работе готов. Я по-прежнему собираю и систематизирую информацию, я готов предоставлять ее всем ответственным лицам, способным взять на себя смелость решать острейшую городскую проблему. Я рассчитываю, что новые руководители Петербурга воспримут сайт «Заливает.СПб» как удобную площадку для прямого и честного диалога с петербуржцами. И все вместе мы будем строить качественно новые отношения в жилищном хозяйстве с учетом названных мной выше трех принципов: открытости, контроля и ответственности.