Главное сегодня

29/03/2024 ВСЕ НОВОСТИ
19.09.11 10:00
| Просмотров: 595 |

Тандемные войны: эпизод «Прохоров»

Владимир Соловейчик

Иной раз приходит в голову простая своей незатейливостью мысль: о чем бы писали, говорили, спорили добрых две трети, а то и три четверти отечественных политологов, социологов, журналистов и экспертов по избирательным технологиям, если бы в нашей стране не существовало пресловутого «тандема»?

Но он есть – и отбрасывает свою тень на всякое событие российской политической сцены. Мне кажется, стоит посмотреть на свежайший конфуз, случившийся на ниве партстроительства с миллиардером Михаилом Прохоровым, в контексте негласной конкуренции «национального лидера» с человеком, которого он в свое время отправил исполнять обязанности президента РФ, заручившись, естественно, доверием электората.

«Тандемные войны» начались не вчера и закончатся не завтра. Было в них немало самых разных эпизодов. Судя по некоторым признакам, скандал на съезде «Правого дела» вполне может считаться одним из них. Вопреки бодрым заявлениям конструкторов нынешней политической системы, наподобие бывшего руководителя президентской администрации Александра Волошина («по словам Волошина, решение о том, кто будет баллотироваться на выборы, станет согласованным, сведения счетов не будет, будут переговоры партнеров, хотя и не самые простые»), гражданам этот благостный свет согласия в верхах светит не ярко.

Об этом говорят не только разговоры на кухнях и реплики в блогосфере, но и результаты социологических опросов. 42% наших соотечественников высказалась за то, чтобы в следующих президентских выборах одновременно участвовали председатель правительства РФ и нынешний глава государства. Опрос «Левада-центра» состоялся недавно – 19 - 23 августа, да и сама организация, выяснявшая мнение жителей страны, пользуется доверием в обществе. В отличие, скажем, от припартийных социологов «Единой России» и умильно рекламирующих результаты их изысканий холуйствующих публицистов из числа «перековавшихся» либералов. Еще 17 процентов опрошенных специалистами «Левада-центра» респондентов полагают, что участвовать в выборах должен только один Владимир Путин, ну, а 6 процентов опрошенных предпочли бы видеть в бюллетене в единственном числе специалиста по «модернизации» посредством внедрения энергосберегающих лампочек. Причем внедрения путем не простого вкручивания оных по подъездам, а исключительно посредством описания процесса их внедрения в личном интернет-дневнике.

Однако когда ты простой блоггер, кому интересны твои мнения или переживания? Кто будет, имитируя эмоциональный подъем и неподдельное восхищение, терпеливо выслушивать скучные банальности, к тому же изложенные без малейших признаков яркости языка и стилистических изысков? Очевидно, что практически никто. Стало быть, надо думать над сохранением нынешнего статуса. Значит, нужна политическая поддержка, в том числе и в лице парламентской партии, заседающей в нижней палате Федерального Собрания и могущей в случае осечки с «Единой Россией» выдвинуть от своего имени на новый президентский срок. Вот тут-то и возникла идея реанимировать «Правое дело», поставив у руля Михаила Прохорова. Процесс пошел, и неплохо пошел, резво, демонстрируя собственную динамику. Местами стало казаться, что Прохоров не только в ГосДуму попадет, но и – при грамотном подходе к обоим членам тандема – куда-нибудь повыше прыгнуть способен. Что и подметил в своей оценке бывшего председателя «Правого дела» никто иной, как хорошо информированный Глеб Павловский: «Он все равно контактировал с тандемом и имел с ним договоренности. Имея договоренности с одной стороной тандема, он мог отправиться с некими проблемами к другой стороне. Поэтому он и вел себя так уверенно». Путина, похоже, планы и амбиции Михаила Дмитриевича не особенно беспокоили, а вот в Кремле натурально все взволновались. Дальнейшее известно…

Внешне все выглядит так, что этот эпизод «тандемных войн» выигран президентской командой. Миллиардер, не внявший заклинаниям Дмитрия Анатольевича о недопустимости в предвыборных списках «криминала», то есть неудобных и потому неугодных Кремлю, независимых в своей мотивации и публичном поведении персон, лишился и должности, и партии, и вложенных средств. Пострадал за излишнюю самонадеянность. Но при этом президент и руководство его администрации, благодаря громким и широко растиражированным разоблачительным заявлениям Прохорова, очень существенно потеряли в репутации. Не говоря уже о том, что нажили себе очередного серьезного противника. Кто же оказался в выигрыше?

Ответ знает все тот же Павловский: «Путин может втихомолку посмеиваться по поводу происходящего». Ведь, по мнению Глеба Олеговича, высказанному в беседе с корреспондентом «Независимой газеты», «Прохоров не противопоставил себя Путину и сохранил определенный уровень договоренности с ним в отличие от договоренности с Кремлем».

Такие вот сугубо предварительные итоги очередного эпизода «тандемных войн». Если бы этот сюжет можно было переложить на язык сцены, то получилась бы неплохая комедия. Наподобие той, о которой я уже как-то писал. Той, где умудренный жизнью изворотливый Фигаро, настоящий мужчина, в очередной раз натянул нос амбициозному и тщеславному, но ограниченному слабаку Педрильо.