Главное сегодня

28/03/2024 ВСЕ НОВОСТИ
05.09.11 08:15
| Просмотров: 355 |

«…Вошел в блок с папой римским…»

Владимир Соловейчик

Чтение материалов по русской истории для меня – занятие из самых любимых. При изучении дел давнего и картин относительно недавно минувшего пытливый ум видит исторические аналогии с днем сегодняшним. Иной раз - и прямое подтверждение или, напротив, опровержение житейских, политических и философских воззрений, столь щедро распространяемых новоявленными «властителями дум» и свежеиспеченными «духовными лидерами».

Возьмем, к примеру, патриарха Московского и Всея Руси Кирилла (Гундяева). Не стану утверждать, что всякую его проповедь, любую пастырскую поездку или каждую встречу с власть и деньги имущими хочется прокомментировать – это было бы преувеличением. Но порой никак не избежать соблазна дать свою оценку публичному поведению г-на Предстоятеля. Причем, связано это вовсе не с занимаемой им должностью. Скажем, покойный патриарх Алексий II при всем мировоззренческом с ним несогласии вызывает к себе, скорее, симпатию. В силу образованности, смелости брать на себя бремя ответственности. В силу отсутствия высокомерия и образа жизни, присущего любому нормальному, без отклонений, извращений и фанатизма, человеку.

Вернемся, однако, к многотрудной пастырской миссии г-на Гундяева. На прошлой неделе он изволил посетить отдаленные регионы страны. В столице Восточной Сибири не прошел мимо памятника расстрелянному по приговору Иркутского Совета палачу Колчаку, а на Колыме – памятника жертвам политическим репрессий. Все обыденно: кому-то светлым идеалом для подражания являются те, кто всю жизнь свою, без остатка, отдал за счастье трудового народа, за его свободу, кому-то - предатели и каратели. Дело вкуса и совести да классовых интересов.

Однако патриарха потянуло на обобщения: «В этом месте за религиозные убеждения пострадало очень много людей. В каком-то смысле это один из общероссийских жертвенников… В каком-то смысле Колыма — это один большой антиминс, один большой престол, так много людей здесь пострадало и погибло за веру». А вот это уже интересно. Сразу появляется желание ознакомиться с ныне рассекреченными и опубликованными архивными документами, вполне снимающими покров тайны с причин, по которым чекистами было изъято немалое количество православного духовенства.

13 ноября 1937 года товарищ Сталин собственноручно направил товарищу Ежову следующее краткое, четкое и вполне ясное указание: «Т. Ежову. Надо бы поприжать господ церковников». Каковы были побудительные мотивы? Ответ содержится в сообщениях, которые по мере расследования тех или иных контрреволюционных преступлений направлялись на самый верх или, как тогда выражались, «в инстанцию». «В Горьковской области ликвидируется церковно-монархическая организация бывшего кулака монаха Савина. Организация охватывала несколько районов области и состояла из бывших кулаков, бродячих попов, монахов «странников», кликуш и т.п. Связь между членами организации поддерживалась через странствующих монашек. Организация вела контрреволюционную пропаганду и агитацию, распространяла антисоветские листовки, вела работу по подготовке террористических актов и сколачивала повстанческие кадры. В Челябинской области вскрыта широко разветвленная повстанческо-террористическая организация церковников... организация имеет нелегальные повстанческие гнезда, с числом участников свыше 300 человек… Во главе организации стоят повстанческий духовный совет с его руководителем священником, бывшим белым Бормотовым. В наиболее крупных районах области существуют районные штабы. Организация ставила себе задачу проведения диверсионной работы и организации восстания в момент начала военных действий… Унтер-офицер царской армии кулак Бормотов, лично расстреливавший пленных красноармейцев, назвал состав возглавляемого им взвода, охватывающего колхозы Верховского сельсовета Кудымского района. Взвод Бормотова имел оружие: 7 винтовок, 1 револьвер, 200 патронов — все отобрано». Это написано в сентябре 1937 года. А вот это – пару месяцев спустя: «НКВД Башкирии в октябре месяце с.г. ликвидирована повстанческая организация церковников, возглавляемая епископом Козловым. По заданию Козлова связанные с ним попы Дегтярев, Везерский, Боголюбов и др. создали белогвардейские повстанческие отряды и группы в количестве свыше 500 человек. Всего арестовано по этому делу 341 человек. Обысками у участников организации обнаружено: 152 винтовки и 16 револьверов. УНКВД Оренбургской области ликвидирована военно-казачья повстанческая организация церковников и сектантов, по которой арестовано 213 человек, в том числе: 4 епископа, 38 бывших военных попов, 4 бывших офицера. Во время обыска изъяты винтовка, револьвер, 2 килограмма взрывчатых веществ и большое количество монархической литературы». Получается, что «пострадавшие и погибшие за веру» попали в «ежовые рукавицы» за хранение оружия и взрывчатых веществ, создание нелегальных террористических групп и подготовку вооруженного мятежа.

Впрочем, было бы явным преувеличением отождествлять дела и слова г-на Гундяева с мнением всех православных монашествующих и тем более мирян. Известно немало примеров, когда искренне верующие люди осуждают г-на Предстоятеля за «экуменизм», понимаемый ими как сговор с Ватиканом. Показательно, что подобная практика не вызывала одобрения и у подчиненных Николая Ивановича Ежова: «УНКВД Ивановской области ликвидирована антисоветская организация тайного монашества, существовавшая под названием «Всероссийское иноческое братство». Руководитель этой организации, крупный церковный деятель архиепископ Поздеевский, будучи сторонником католицизма, был связан с архиепископом православной церкви Ремовым. Ремов на допросе показал, что он вошел в блок с папой римским и по заданию его нелегального нунция в Москве, французского епископа Неве, создавал иезуитские группы среди православных церковников, прививая им террористические намерения». 

…А еще бытует мнение, что чтение архивных документов – скучное занятие. Как бы не так. Увлекательное и очень полезное. Главное – знать, где искать и что читать.