Главное сегодня |
|
28/03/2024 ВСЕ НОВОСТИ | 18+ | Политика | Общество и Спорт | Культура | Деньги | Интервью | Колонки | Фоторепортажи | Мнения |
Колонки автора
Кошмарный сон «фронтовика»
Я представляю себе, как завидуют покойному Сталину иные действующие персоны. Ну, кто, скажите на милость, будет через 70 лет спорить о том, что именно подписал Грызлов или о чем на таком-то заседании тому-то сказал Миронов?
|
Владимир Соловейчик родился в Ленинграде, но высшее образование получил в Германии. Соловейчик - пламенный журналист и оратор - нашел себя, как в средствах массовой информации, так на трибуне митинга. Редкая манифестация в Петербурге обходится без колумниста «Шума». Соловейчик из тех людей, чье перо не отделимо от жизни. Он одинаковый борец, что на асфальте улицы, что за письменным столом. Упорство и принципиальность порой стоит журналисту хлопот с государственной машиной, однако приверженец права и морали всегда идет до конца, и «бедному государству» ничего не остается, как раскошеливаться и платить рублем за неприятности, доставленные Владимиру Матвеевичу
Дени Дидро, или Философия наслаждения28 июня 1751 года вышел из печати первый том знаменитой «Энциклопедии или толкового словаря наук, искусств и ремесел». Его редакционный коллектив – лучшие умы Франции, возглавляемые Дени Дидро – вошли в историю благодаря этому изданию в качестве «энциклопедистов». Ровно 260 лет спустя члены «республики философов» оказались объектом критики со стороны патриарха Московского и Всея Руси. Совпадение знаковое, отнюдь не случайное. Выступая 28 июня с проповедью в Успенском соборе Московского Кремля, патриарх Кирилл (Гундяев) много говорил о «греховности людской», данной-де каждому из нас от рождения. Г-н Гундяев со всей серьезностью возвестил стране и миру, что «помраченная грехом природа человека существует. Грех совершает каждый человек, и каждое последующее поколение людей этот грех усугубляет… Мы знаем, что существует наследственный механизм, что человек передает последующим поколениям свою природу, в том числе… и греховные склонности, и буйства страстей…» Впрочем, основной пафос речений г-на Гундяева свелся отнюдь не к банальному обличению стремления людей самим определять свою судьбу, самим устраивать свою личную и общественную жизнь, распоряжаться собой по собственному усмотрению, но к атаке на тех, кто дает этому естественному человеческому порыву идейное и политическое обоснование: «В новейшее время в философии, которая стала господствующей, фактор греха полностью исключается, его нет, о нем не говорят. В начале всей этой философии лежало заблуждение некоторых философов, которые утверждали, что человек рождается и приходит в этот мир чистым…» Утверждали это первыми открыто и во всеуслышание со страниц «Энциклопедии» как раз французские философы-просветители, например, Дидро: «Я совершенно искренне убежден, что в момент своего рождения человек не получает ни сознания, ни мышления, ни идей». Стать объектом патриаршей критики для сына ножовщика из Лангра не впервой: «Когда Дидро говорил о том, что человек рождается светлым и святым, он имел в виду чисто физическое рождение человека, но он упускал из вида наследственную передачу греха. Греховность присутствует в природе человека…» Понятно, что для г-на Гундяева гуманистическая мысль Века Просвещения нелюбезна сама по себе. Ведь вольтерьянцы «религиозные ограничения связывали с таким понятием, как тирания». Еще более их воззрения ненавистны патриарху как обоснование Великой французской буржуазной революции, ибо через нее эти идеи «перешли и в Россию», к русским большевикам. Нет более противоречащего всей своей жизнью и всем своим творчеством понятию «христианского смирения и аскезы» человека, нежели Дени Дидро с его культом разума, человеческого счастья, с его философией наслаждения. Его трактовка морали, вне всякого сомнения, противоречит писаниям отцов церкви: "Мы получаем от природы лишь одинаковую с другими существами организацию, те же самые потребности, что и у других, стремление к тем же удовольствиям и боязнь тех же самых страданий: вот что делает человека тем, что он есть, и что должно быть основой его морали… чтобы обладать моралью, надо быть свободным, — да, надо иметь возможность выбирать, принимать решение сделать скорее так, нежели иначе…» Живший в галантном веке, ставший благодаря своему уму и склонности к парадоксальному мышлению одним из самых популярных людей в Старом Свете, Дидро был, однако, далек от сугубо аристократических воззрений на чувственность. «Как правило, мужчину привлекает в женщине не стройность или полнота ее. Если он молод и нетерпелив, его привлекает доступность. Если же страсть обладания уже не обуревает его, то он непроизвольно пленяется представлением о некоторой добродетели, прообраз которой живет в его воображении и печать которой, как ему кажется, лежит на челе любимой им женщины». При этом философ никоим образом не сводил радость полноты бытия к одномерным и банальным проявлениям. Весьма важное место в его концепции принадлежит понятию ума, точнее радости, получаемой в ходе мыслительной деятельности, интеллектуальной работы: «Что такое ум, его острота и проницательность, как не способность замечать в какой-нибудь вещи или нескольких вещах, на которые толпа смотрела уже сотни раз, свойства и отношения, которые никто не заметил?». Светская и духовная власть боролись против рационализма Дидро, его веры в человека и в прогресс в развитии общества, его революционного темперамента. Не оставляют его в покое и два с лишним века после смерти. «Я знаю одно-единственное средство уничтожить культ, именно: возбудить презрение к его служителям за их пороки и убожество». Эту мысль Дидро г-н Гундяев, похоже, примеряет на самого себя и свое ближайшее окружение. И понимает в глубине души, что редактор «Энциклопедии» в очередной раз попал в цель… Сам же труд жизни Дени Дидро вполне достоин следующей оценки: «Эта книга, написанная специально для всей нации – ибо все в ней ясно, все занятно, - покоряющая своим очарованием и неизменно рисующая женский пол кумиром ее автора, книга, представляющая собой, в сущности, речь в защиту низов против верхов и появившаяся в эпоху, когда все угнетенные сословия достаточно громко выражают свое недовольство, когда дух возмущения, как никогда в моде, а правительство ни чрезмерно любимо, ни слишком уважаемо…» Словно о дне сегодняшнем. Чем не показатель актуальности идей «Энциклопедии» и ее главного автора? |
Метрополитен-музей в Нью-Йорке переименовал картину Эдгара Дега «Русская танцовщица»Метрополитен-музей в Нью-Йорке изменил название картины французского художника Эдгара Дега «Русская танцовщица» на «Танцовщица в украинском наряде»...Владимир Путин присвоил звание «Мать-героиня» семи россиянкамПрезидент России Владимир Путин присвоил семи россиянкам звание «Мать-героиня». Они удостоены звания за большие заслуги в укреплении института семьи, повышении значимости материнства и воспитании детей...«Макдоналдс» в Белоруссии сменит название на «Вкусно — и точка»В Белоруссии рестораны «Макдоналдс» в течение нескольких недель сменят название на «Вкусно — и точка»... |
© 2010-2024 Журнал «Шум» |
|