Главное сегодня

18/07/2019 ВСЕ НОВОСТИ
06.06.11 10:35
| Просмотров: 317 |

С мечтой о наморднике

Владимир Соловейчик

Дискуссия о желательности введения фактической цензуры в Рунете набирает обороты. Вослед за ныне исполняющим обязанности президента РФ, на днях высказавшимся за «закрепление пределов ответственности» сетевых изданий, о необходимости ужесточения заговорила и самая верная союзница г-на Медведева.

Русская православная церковь (РПЦ) в лице своих должностных лиц последние пару лет оперативно и в полном объеме поддерживала новации Дмитрия Анатольевича. Что не случайно: весьма близкие, эмоционально окрашенные и доверительные личные отношения Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла (Гундяева) и президента РФ уже давно не являются секретом для внимательного глаза стороннего наблюдателя политических новостей.

Вот и сейчас стоило только молодому другу Предстоятеля высказаться на животрепещущую тему, как председатель cинодального информационного отдела РПЦ Владимир Легойда заявил, что за публикации комментариев пользователей Сети к статьям на сайтах должны нести ответственность сами издания. Г-н Легойда был, как и положено вольнонаемному специалисту духовного ведомства, даже более категоричен, нежели иные штатные священники: "Надо убирать с сайтов уважаемых СМИ похабщину, клевету, экстремистские высказывания, сеющие раздор и рознь. Та невыносимая легкость комментариев, которая характерна для большинства интернет-дискуссий, действует разрушительно и ведет к ненормативному общению и оскорблениям".

Разумеется, мнение г-на Легойды – не первое в череде длительных попыток иерархов РПЦ «навести порядок» во Всемирной паутине. Однако, любопытно, что очередная атака клерикалов на свободу высказываний и мнений совпала по времени с публикацией итогов опроса Интернет-пользователей, проведенного на сайте ИА РОСБАЛТ. Согласно им, «решительно не собираются голосовать на ближайших парламентских выборах 23% респондентов. А предпочтения остальных 77% разделились следующим образом: за «Единую Россию» готовы проголосовать всего 5% участников исследования, за ЛДПР – 11%, за «Справедливую Россию» — 6%, за «Яблоко» — 5%, за остальные зарегистрированные партии (то есть «Правое дело» и «Патриоты России») — также 5%. Наибольшее же количество голосов было отдано КПРФ — 41%». Было опрошено около 10 тысяч человек, при этом данная «аудитория достаточно универсальна и включает представителей всех основных социальных и возрастных групп россиян (с единственным исключением – наличием выхода в Интернет)».

Очевидно, что проведение таких опросов и обнародование их результатов, особенно в «году больших выборов», явно не на руку нынешней власти. Получается, что наиболее образованная и наиболее продвинутая аудитория отдает явное предпочтение левым идеям. Пусть и рассматривает при этом пока политику коммунистов не столько как путь революционного изменения общественного уклада, сколько как наиболее последовательную противоположность концепции «консервативной модернизации», столь любимой и чиновниками всех рангов, и ЕдРом, и многими из священноначалия РПЦ. Оппозиционные настроения, марксистский анализ, пропаганда классовой борьбы в Сети пугают власть и деньги имущих, а руководство РПЦ лишь тонко ухватывает их настроения и излагает их страхи и их мечту накинуть «намордник» на оппозицию на своем языке. Ведь религиозные мораль и нравственность предполагают отказ от борьбы за свои права и свободы и осуждение социальной революции как таковой. Поэтому для церковников борьба с «сеянием раздора и розни» в «глобальной сети, которая затягивает людей в пучину грехов» не может не выливаться в откровенно контрреволюционную и антикоммунистическую пропаганду. Не имея видимых успехов в открытой идейной полемике на просторах Сети, мракобесы, как частенько бывало в истории, апеллируют к квартальным и околоточным, сочетая описанный еще Салтыковым-Щедриным коммерческий принцип «распивочно и на вынос» с принципом охранительным - «хватать и не пущать»…

Агрессивное навязывание гражданам социальной пассивности, невежества и иррационализма давно стало официальной политикой буржуазной власти и верно обслуживающих ее интересы церковных верхов. Впрочем, помимо общеклассовых, сугубо политических интересов руководство РПЦ решает попутно и собственные чисто ведомственные задачи. «Церковь в современном мире - такая же фабрика грез, как шоу-бизнес, - замечает левый публицист Иван Овсянников. - Подобно всякой другой корпорации, она стремится утвердить свою монополию на рынке духовных услуг, опираясь при этом на традицию как важнейшее конкурентное преимущество. Впрочем, сама «традиция» является в значительной степени выдуманной. Идеологическая гегемония РПЦ была серьезно подорвана еще до революции, обрекшей церковь на маргинальное существование».

Не имея ни сил, ни способности выиграть в честной конкурентной борьбе идей, «вечно вчерашние» надеются исключительно на силу полицейского циркуляра. Только вряд ли поможет. Как учит история, прогресс не остановить. И не зря Бомарше вложил в уста своего любимого героя пророческие слова: «Все решает ум один. Повелитель сверхмогучий обращается во прах. А Вольтер живет в веках». Слова и дела Дени Дидро и Вольтера, Салтыкова-Щедрина и Ульянова-Ленина вызывают интерес и симпатию и поныне. А кому, кроме, быть может, г-на Легойды, интересны их гонители? Ибо, как говорил классик, «уму подвластно всё». И никакой «намордник», никакой запрет уму не страшен.