Главное сегодня

23/04/2024 ВСЕ НОВОСТИ
23.05.11 10:20
| Просмотров: 615 |

Азартная игра

Владимир Соловейчик

Комбинация ЕдРа по отзыву Сергея Миронова из Совета Федерации и, стало быть, с должности его председателя увенчалась успехом, но крест на деятельности «Справедливой России» (СР) не поставила. Фактический лидер СР из политики уходить не собирается и, более того, полон планов. В азарте подготовки к предстоящим в декабре выборам он уже успел выдвинуть объединительную инициативу.

В эфире радиостанции «Эхо Москвы» Сергей Михайлович сообщил, что руководимая им «Справедливая Россия» не будет объединяться с «несистемной оппозицией», однако не исключает сотрудничества с «Патриотами России» и «Яблоком». Мотивировка незатейлива: «Мы не разделяем те идеи, которые высказывает так называемая «несистемная оппозиция». С ними мы не собираемся объединяться, потому что они, как правило, представляют либеральные идеи и совершенно не исповедают наши социал-демократические принципы». При этом «Справедливая Россия», по мнению экс-спикера, могла бы объединиться с патриотами или яблочниками, так как эти партии тяготеют к социал-демократии.

На самом деле, предложение г-на Миронова вполне логично. Электоральные шансы обеих названных им структур невелики. Если «Патриоты России» в ходе прошедших с 2007 года региональных голосований иной раз преодолевали кое-где барьер, например, в прошедшем марте в Дагестане и Калининградской области, то фруктовой партии все эти годы хронически не везло. Учитывая же тот факт, что на предстоящих в декабре выборах яблочникам, в отличие от СР, опять придется собирать подписи, с которыми у последователей Григория Явлинского и Михаила Амосова традиционно случаются проблемы (вспомним хотя думские выборы 1995 года или последние выборы в парламенты Петербурга и Ленинградской области), «соломинка» от Сергея Михайловича может оказаться спасительной.

Тем более, что сущностных разногласий между «Яблоком» и СР и впрямь не так много. И те, и эти говорят о том, что выражают интересы всего общества, не являются партиями классовыми, как, например, коммунисты. Другое дело, что, вспоминая ленинскую формулировку, «под обществом разумеется здесь, согласно старинному русскому словоупотреблению, кучка либеральных чиновников, буржуазных интеллигентов, тоскующих рантье и прочей высокомерной, самодовольной, бездельничающей публики, которая мнит себя солью земли, гордо называет себя «интеллигенцией», творит «общественное мнение», но переходу яблочников под крыло СР этот факт помешать вряд ли сможет.

Распространенное в яблочной среде мнение о том, что их партия – идеологическая, а «эсеры» твердых идейных воззрений не имеют, представляется крайне рискованным. Социальная, а, значит, и электоральная база обеих партий довольно близка. Это подмечено было внимательными наблюдателями еще на думских выборах 2003 года, когда традиционных избирателей «Яблока» перетянул к себе возглавляемый тогда экономистом Сергеем Глазьевым блок «Родина», на базе которого три года спустя и возникла СР.

То самое «общество», которое хочет, не выходя за рамки капиталистической системы, некоторых перемен в сторону большей «социализации» внутри ее и по ее правилам, не любит власть, но еще больше боится народа и перспективы народной революции. «И вся пыль, накопленная в тщательно отгороженных и защищенных от улицы душных и затхлых кабинетах людей из «общества», поднимается столбом, как только приотворяется дверь на «улицу», - писал в свое время самый известный политический деятель в истории нашей страны. - Софистика вяленой воблы, которая мнит себя «интеллигентной» и «образованной», вскрывается воочию». Если принять эти оценки Владимира Ильича Ульянова-Ленина за истину, то очевидно, что для данных категорий избирателей большая респектабельность СР и ее риторика куда как органичнее и милее, чем яблочные метания между «маршами несогласных» и хождениями в Смольный ради «теплого местечка» для бывшего депутата Амосова.

«Большая часть буржуазной интеллигенции живет с теми и кормится около тех, кого потянуло прочь от политики... А ведь «интеллигент», не умеющий найти себе неравнодушной к этим вопросам аудитории, так же похож на «демократа» и на интеллигента в хорошем смысле слова, как продавшаяся за деньги в законный брак женщина похожа на любящую жену. И здесь и там — простые разновидности официально-благоприличной и вполне легальной проституции. Чем это отличается от психологии «честной женщины» из буржуазного общества, которая говорит: никто не поручится, что я не выйду замуж по любви за того, кто за меня дороже заплатит? А ваши собственные чувства, мадам, никакой никому порукой не могут служить?»

Прошло сто лет, но те же самые настроения весьма характерны и живучи в современной России. Именно они, эти настроения «усталости от политики», и сдвигают традиционный либеральный электорат в сторону большей «респектабельности». Для тех из либералов, кто в «новой России» преуспел, кремлевскими мудрецами реанимирован проект «Правое дело» во главе с гламурным миллиардером Прохоровым, мечтой одинокой деловой женщины за 30, так и не доехавшей пока до Куршавеля. Менее преуспевшие в мутных водах рыночной экономики найдут свое место среди сторонников СР, и потому азартная игра Сергея Миронова на объединительном поле имеет смысл и вполне реальные перспективы. Ну, а самым идейным и честным из либеральной среды дорога, похоже, остается одна: на Гостинку, по 31 числам. Вслед за Андреем Пивоваровым, Сергеем Кузиным и Александром Скобовым.