Главное сегодня

24/10/2020 ВСЕ НОВОСТИ
31.05.10 01:05
| Просмотров: 131 |

Прогулки по Петербургу. С шариками и песнями

Владимир Соловейчик

В воскресенье в полдень я вышел на улицу. На Невский проспект. Не скажу, что редко бываю на главной и, на взгляд отечественного классика, самой красивой и стильной транспортной артерии Северной столицы. Частенько приходится «по делам или так погулять». Но на сей раз это был флешмоб.

Чиновники Смольного и еще трех районных администраций не стали согласовывать пикеты инициативной группы «Питерские родители». И тогда вместо представления «Похороны отечественной науки и образования», запланированного в Международный день защиты детей, состоялось шествие по Невскому. Без уведомления властей. С желтыми шариками и лентами.

Когда люди кровно заинтересованы в успехе своего дела, креативная мысль играет. И принимает весьма причудливые формы, что, впрочем, лишь повышает интерес потенциальных участников к происходящему. Всех желающих организаторы приглашали «принять участие в пешем практическом семинаре по прикладному вуду». Двадцать женщин и мужчин – участники похода, среди которых «значимых» персон городской политтусовки, как водится, не случилось - были «полны решимости испытать на практике магическую силу коллективного бессознательного путем осознания, а также последующего направления оной посредством механического воздействия на ритуальные шары, представляющие собой сферический символ угрозы в лице ФЗ-83 в вакууме». И у них получилось: «общими усилиями» они таки достигли «кратковременного сатори, в состоянии которого приобрели способность к передаче мыслей через любые пространства, мгновенно преодолевая, к примеру, путь от площади Искусств до Нулевого километра».

Выполнив заранее заявленные инициаторами действа и обнародованные в анонсе

требования, как-то: «принести с собой шарики для жертвоприношений, заблаговременно придав им сферическую форму, поскольку они же станут опознавательными знаками, с помощью которых адепты нашего недолговечного и очень ограниченного во времени мифического ордена смогут узнать друг друга в море незнакомых лиц», колонна стартовала. Что любопытно, не встретив по дороге от площади Восстания до площади Искусств ни одного(!) милиционера. Все они плотными рядами, через полтора-два метра друг от друга стояли на противоположной стороне Невского. Видимо, ждали чего-то страшного, не иначе как несанкционированной демонстрации секс-меньшинств с митингом в Александровском садике. Слухи об этом накануне курсировали в интернете и активно распространялись городскими сплетниками.

Как и предполагалось, шествие сопровождалось «пением и мычанием ритуальных гимнов (таких, как «Мимо белого яблока луны», «Учат в школе», «Первоклашка»)» и завершилось «сакральным жертвоприношением желтых вуду-сфер памятнику Пушкина, как светочу русской культуры (и вообще потому, что он наше ВСЁ)». В конечной точке колоритная группа постояла, попела песни, почитала стихи, а затем часть шаров взмыла вверх, остальные были торжественно проколоты и лопнули примерно так, как, по мысли «питерских родителей», должен лопнуть пресловутый ФЗ-83.

Описанная выше локальная акция протеста прекрасный повод для того, чтобы порассуждать о культуре протестной активности, новых формах и методах уличной политики. Уже стало общим местом утверждение о том, что традиционные митинги уходят в прошлое. Власти их либо не согласовывают, либо согласовывают не там, где заявлено, либо уже по ходу ограничивают их проведение. Отсюда – и популярность новых форм публичного протеста, наиболее известной из которых является флешмоб. «Флешмоб» в переводе с английского – это «вспышка толпы», когда группа людей (мобберов) по заранее оговоренному сценарию, но внезапно для правоохранителей появляется в запланированном месте, в течение довольно непродолжительного времени совершает намеченные действия и достаточно быстро расходится.

Рожденный в путинские «нулевые», русский флешмоб в лучших своих образцах зрелищен, весел и находчив не только в плане сценарных решений, но и используемой внешней атрибутики. Это – и маски политиков, и костюмы зверей (по понятным причинам особо популярны медведи), и шарики, и прославившиеся в последние месяцы синие ведерки. В отличие от традиционных митингов, тут нет ни трибуны, ни записных постоянных ораторов (как правило, одних и тех же), ни набивших оскомину речей, неизменно повторяющихся тем и вариаций. Более того, бахтинская «стихия карнавала» захватывает каждого – тут нет ни слушателей, ни зрителей. Все – участники.

Как и положено театрализованному представлению, здесь не ясно, что произойдет через минуту, если, конечно, речь не идет о преждевременном вмешательстве сотрудников в форме или штатском. Здесь есть интрига – а где она ныне может быть на митинге «ЕдРа» или «эсеров»? Именно этот фактор и привлекает к хорошо сработанному флешмобу интерес СМИ и людей, как правило, от политики довольно далеких – случайных прохожих, увидевших действо своими глазами, или пользователей сети «ВКонтакте», ориентирующихся исключительно на выкладываемые в мировой паутине видеоролики.

«Может быть, и впрямь будущее прежде всего за этой формой уличного протеста?» - подумалось мне в момент расставания с участницами акции на Невском. Глядя на их молодые и симпатичные лица, пришел и ответ: «Не так важно, за какой формой протеста будущее, за митингом или чем-то иным. Важно лишь то, что будущее за теми, на чьей стороне такие милые и целеустремленные женщины».