Главное сегодня

28/03/2024 ВСЕ НОВОСТИ
31.01.11 13:00
| Просмотров: 338 |

Ровно ничего

Владимир Соловейчик

Накануне своей поездки на Всемирный экономический форум в Давос действующий президент Российской Федерации дал развернутое интервью газете «Ведомости». Предваряя заявления, сделанные в швейцарских Альпах, гарант Конституции, решил предоставить собственным гражданам возможность познакомиться со своими воззрениями из области инвестиций, политики и отечественной истории. На пару дней раньше, чем международной элите, определяющей многое в мире глобального капитала - в том числе и течение российских политики с экономикой.

Господин Медведев, увы, не блещет широтой охвата мысли и упругостью формы, присущей книгам и статьям Ульянова-Ленина, стилистической оригинальностью произведений Салтыкова-Щедрина или причудливой игрой ума и случая, блистательными парадоксами, пониманием тончайших движений человеческой души, отличающими Дени Дидро. Читать медведевские тексты – удовольствие ниже среднего… Делать это приходится, скорее, по необходимости, но если хватит терпения и упорства добраться до конца, то можно узнать для себя немало нового и иной раз интересного. Пожалуй, даже неожиданного.

Вот и в недавнем интервью Дмитрий Анатольевич сделал серьезное историческое открытие: «Мы ведь впервые за всю тысячелетнюю историю России создали антикоррупционное законодательство». Если принять сказанное за истину, то получается, что, допустим, Петр Первый вкупе с князь-кесарем Ромодановским, обер-полицмейстером Девиером и прокурором Ягужинским боролись с сиятельными и не очень сиятельными мздоимцами исключительно по наитию… Просыпались так с утреца, приводили себя в чувство после затянувшейся накануне ассамблеи с куртагом для «ближнего круга» и долго думали, кого ж сей день надо хватать, пытать и казнить без всяких на то оснований. Просто в силу природной склонности к душегубству. Ведь «антикоррупционного законодательства» в тогдашней России, если дословно следовать сказанному президентом, не было. И вообще, наверное, никакого не было. В общем, сплошной произвол…

Да, что там цари и обер-фискалы… Вот и отец-основатель Всероссийской чрезвычайной комиссии по борьбе с контрреволюцией, спекуляцией и саботажем Феликс Эдмундович Дзержинский, собственноручно указавший в качестве одной из главных задач создаваемой ВЧК борьбу с «преступлениями по должности» и внесший этот термин в официальные документы, включая специальное «Положение об отделе по борьбе с преступлениями по должности» от 11 мая 1918 года, получается, не по закону искоренял тогдашних казнокрадов и взяточников, сиречь, «коррупционеров». Впрочем, как старый большевик и профессиональный революционер, председатель ВЧК у главного либерала нашей страны по-любому попал бы в «черный список» - вне зависимости от того, руководствовался он в своей деятельности «антикоррупционным законодательством» или же исключительно классовым инстинктом, никогда его, к слову, не подводившим.

Есть, однако, в интервью г-на Медведева откровения и покруче. «Эффект от мегапроектов, конечно, заключается не только в том, чтобы доказать, какие мы крутые и сильные. Прежде всего смысл в том, чтобы помочь жителям большого региона, и в этом ничего зазорного нет». Темные у нас в Питере жители, своего счастья от строительства газпромовского небоскреба на Охте не поняли: все подписи собирали, судились, на митинги ходили, письма в ЮНЕСКО писали, иски в Европейский суд по правам человека подавали. И заставили ведь в конце концов «стратегического инвестора» с позором отступить с, казалось бы, навсегда захваченных у горожан позиций: теперь вот покупателей ищут господа спонсоры и инвесторы на земельный участок в районе Красногвардейской площади. Не видят очевидных выгод для себя и своих детей, допустим, жители Сочи, которых с насиженных мест ради строительства олимпийских объектов теперь – кстати, по принятому не столь уж давно закону! – могут сгонять свежеиспеченные «огороживатели» авторитетно-новорусского толка. Ну, непонятливые они там, в Сочи, собрались, развратились в условиях образцового социалистического курорта, никак советское прошлое забыть не могут, все о каких-то правах толкуют и всерьез считают себя – вот ведь наивные! – хозяевами страны. Когда на деле-то хозяева, уж двадцать лет как, совсем другие…

А чтобы граждане и далее пребывали в плену иллюзий, обладатели кремлевских кабинетов продолжают уже который год потчевать их прописными истинами, имеющими мало общего с современными российскими реалиями: «Для любого политика, как это ни банально прозвучит, доверие – самое главное… любая экономическая доктрина, любой экономический строй должен быть в целом морален…» и иными банальностями и красивостями. Вот только не стоит за такого рода суждениями ничего иного, кроме этих самых очевидностей, в очень малой степени соотносящихся с живой, подлинной жизнью.

…От ответа на последний вопрос «Ведомостей» - о подведении итогов – Медведев фактически ушел. А зря. От Петра Первого остался Петербург, лучший, на мой взгляд, город в мире. От Дидро и Салтыкова-Щедрина – умные книги и верные мысли. От Ленина и Дзержинского – надежда и вера в торжество вековой мечты о мире, свободном от угнетения и отчуждения, впервые в отечественной истории воплотившейся в октябре 1917 года. А что останется от нынешних правителей? Ничего. Ровно ничего. Разве только скучные интервью и недобрая память потомков.