Главное сегодня

29/03/2024 ВСЕ НОВОСТИ
29.11.10 10:20
| Просмотров: 195 |

Государственная необходимость

Владимир Соловейчик

Процесс «преодоления большевизма и сталинизма», о котором так давно, так много и с таким основанным на зарубежных грантах пафосом твердили господа либералы, вступил в новый этап. Государственная Дума Федерального Собрания РФ в минувшую пятницу приняла специальное заявление по поводу событий в Катыни. Одновременно главный президентский правозащитник Михаил Федотов пообещал, что, «в России могут быть приняты законы, которые объявят НКВД преступной организацией и запретят умалчивание политических репрессий».

Если верить радиостанции «Эхо Москвы», это, как полагает советник президента РФ и председатель президентского Совета по содействию развитию институтов гражданского общества и правам человека, радостное для всех либеральных россиян событие последует сразу после первого заседания оного Совета под председательством самого Дмитрия Медведева в январе будущего года. Как уже проанонсировано, мероприятие будет посвящено «преступлениям тоталитаризма и вынесению оценки им».

Антикоммунистическая братия всерьез надеется, что «одним из последствий этого обсуждения может стать указ президента с перечнем преступлений и указанием на недопустимость прославления сталинизма. Не исключается инициирование судебных процессов, во время которых тоталитаризм получит четкую правовую оценку».

Не исключено, что на сей раз подобные надежды могут оправдаться. В условиях глубокого кризиса идентичности, который наша страна переживает уже третье десятилетие, власть лихорадочно ищет новую «национальную идею». Вслед за распадом СССР, потерей прежнего самоощущения принадлежности к гражданам великой державы («у советских – собственная гордость, на буржуев смотрим свысока»), чередой межнациональных конфликтов и локальных войн последовала практически полная дискредитация в массовом сознании мифа о «всесильной руке свободного рынка». Эта «сказка новой России» не оправдала ожиданий большинства населения на лучшую жизнь и вошла в серьезное противоречие с традиционными народными представлениями о справедливости. Учитывая эти обстоятельства, давать честные и прямые ответы обществу на вопросы о прошлом, настоящем и будущем нашего Отечества сегодняшней власти сложно. Нынешним хозяевам страны нечего предложить в качестве идеи, объединяющей наиболее социально активную и мобильную часть сограждан. Те, кто ныне задают тон в Кремле или здании на Охотном Ряду, не в состоянии ни ясно и четко сформулировать перспективы развития России в стремительно меняющемся глобальном мире, ни интегрировать различные социальные слои и группы в рамках осознания ими совместной ответственности за воплощение исторической миссии тысячелетнего государства.

В этом контексте становятся понятными причины превращения Михаила Федотова в главного припрезидентского правозащитника и его лихорадочная активность на «контрреволюционной» ниве. Предшественница господина Федотова слишком много внимания уделяла защите социальных и политических прав граждан, слишком часто конфликтовала в связи с этим с кремлевской бюрократией и выпестованными ей политическими структурами. Нынешний председатель Совета по содействию развитию институтов гражданского общества и правам человека при президенте РФ подобными «мелочами» заниматься, похоже, не склонен, у него более глобальные интересы. Чуть-чуть пострадавший в юные годы от Советской власти, господин Федотов, уже давно в режиме личной мести пробивает идею о «тотальной декоммунизации страны». В 1992 году он был среди представителей Бориса Ельцина в Конституционном Суде РФ, когда там рассматривалась законность антикоммунистических указов отца-основателя «новорусской государственности». Тогда попытки запретить коммунистическую идею позорно провалились. Но верный, как говорилось лет сто тому назад, «слуга капитала» не пропал. В 2003 году бывший член федерального политсовета «Союза правых сил» и член попечительского совета Российского фонда свободных выборов был одним из сопредседателей Наблюдательного Совета по соблюдению договора о честных выборах. Какие в тот раз были «честные и свободные выборы», до сих пор помнят многие…

Впрочем, дело не только и не столько в мелкой по масштабу фигуре нового кремлевского клерка. Дело в общем настрое власти, видимо, всерьез решившей сделать ставку на раздувание антикоммунистической истерии в сочетании с ускоренным «воцерковлением» страны. Демонстративные симпатии к проигравшим в Октябре 1917 года, сбежавшим из страны белогвардейцам, получившим сполна за все свои преступления черносотенцам и прочим «бывшим людям» стали нормой не только в практике иерархов РПЦ или яблочных функционеров, но и высокопоставленных госчиновников. Как и грязь, льющаяся со страниц правительственных изданий (например, пресловутого «Петербургского дневника») и телеканалов на большевиков и чекистов, на революцию как таковую.

Видимо, для российской буржуазии такое поведение – насущная необходимость, последнее средство хоть как-то отвлечь народ от роста цен и безработицы, нищеты и бесправия перед лицом многочисленных столоначальников, попытка перевести негодование людей в удобное «историческое русло», не допустить создания единого фронта противников режима. Именно поэтому и принимаются заявления, подобные недавнему думскому, и рекрутируются во власть персонажи, подобные Федотову. Вот только поможет ли?