Главное сегодня

29/05/2020 ВСЕ НОВОСТИ
01.07.13 18:15
| Просмотров: 321 |

Первый русско-голливудский

Анжелика Клыкова, «Шум»

Российское кино, к большому разочарованию для нас всех, находится в том глубоком месте, где давно обосновался отечественный футбол. Но в отличие от игры в мяч русский кинематограф пытается выбраться из коматозного состояния и заявить о себе, конечно, не без помощи нового поколения кинематографистов, среди которых – Александр Роднянский.

Александр Роднянский один из самых известных российских продюсеров в мире. Пожалуй, он один такой. За его плечами не только нашумевшие картины «Восток-Запад», «9 рота», «Питер ФМ», «Елена», «Облачный атлас», но и два телеканала – СТС в России и «1+1» на Украине. Грех человеку с таким опытом им не поделиться.

Роднянский выходец из интеллигентной украинской семьи. Его дед и родители тесно связаны с кино. С самого детства молодой Саша увлекался чарующей магией кинематографа, однако «Выходит продюсер» - не мемуары, не мастер-класс на бумаге, а в некоторой степени серьезный очерк профессионала, которому есть что рассказать и которой до сих пор готов слушать (учиться).

Карьера Роднянского увлекательна. Читая книгу, кажется, что ему благоволит сама судьба. Все получается на раз-два. Даже в трудные советские годы, не смотря на провозглашенную Горбачевым «перестройку», Роднянский, столкнувшись с цензурой, выходит победителем, на свой страх и риск. Риск – путь к победе. Впрочем, одного авантюризма в мире большого кино мало. Роднянский путем проб и ошибок, начиная с небольшого украинского телеканала «1+1», испил всю чашу незаслуженных бед, став, наконец, частичкой заманчивого и недосягаемого Голливуда. 

Александр Роднянский задолго до большого экрана два десятка лет посвятил экрану телевизионному. При его непосредственном участии появился лидер украинского ТВ – канал «1+1». В 1997 году Роднянский продал свою долю за два десятка миллионов долларов, но до этого сделал из бывшего государственного унылого TV беспрецедентно новое телевидение – семь часов прямого эфира. В «Выходит продюсер» украинскому периоду жизни Роднянский посвящает несколько увлекательных глав, подробно останавливаясь на телевидении – тут, чего скрывать, он был новатор, проводник, что не скажешь о кино.

Впрочем, был еще российский телеканал СТС. Маленький канал, базирующийся на петербургской шестой кнопке, выросший в федеральный «первый развлекательный». Быстрое изменение концепции, закупка новые сериалов и создание собственных вроде «Моя прекрасная няня», «Не родись красивой» скоро вывели канал на третье место в России. Появился канал для домохозяек «Домашний», на котором транслировали западные хиты – «Доктор Хаус» и «Отчаянные домохозяйки». Российские зритель шедевры американского телевидения встретили без восторга, хотя, как пишет Роднянский, в интернете сериалы скачивали по несколько сот тысяч раз.

Переходя к главной любви жизни – кино, - Роднянский становится более серьезным и абстрактным. Он философствует, старается обходиться без пафоса и признает свои ошибки, предпочитая крику планомерный разбор провала. Целая глава отдана фильму «Обитаемый остров» - второй ленте Федора Бондарчука по книге братьев Стругацких (литературных кумиров Роднянского). «Остров», - пишет он, - должен был стать фильмом-событием, обязательным к просмотру любой аудиторией: молодой и модной, более взрослой, «гиками» - поклонниками творчества Стругацких». Лента, состоящая из двух частей, в прокате провалилась.

Роднянский вообще сыграл в судьбе Федора Бондарчука важную роль, как, наверное, Бондарчук в жизни продюсера. Пригласив Бондарчука в режиссерское кресло «9 роты», Роднянский, подчеркивает в книге, нашел ту общую составляющую, которая должна обязательно быть между продюсером и режиссером. Конечно, каждый должен заниматься своим делом, однако настроение, одинаковый посыл и намерение, объединяющие двух главных лиц при создании кино, главная составляющая успеха. В этом плане Роднянскому хорошо работается в США, где режиссеры и актеры – профессионалы, точно исполняющие все требования.

«Выходит продюсер» - еще отличное пособие для тех, кто подумывает о профессии продюсера. Любители кино порой ограничено понимает функции продюсера. Это не только поиск денег, это принятие решений при условиях, которых час назад не было и не предвиделось. Вот что делать, если ночью промчался ураган и смел декорации на миллионы долларов? Продюсер в известной степени бизнесмен. Он ищет деньги, но миллионы еще никому не гарантировали успех. Фильм «Жара», снять который Роднянский придумал с Бондарчуком лежа на пляже, при стоимости в один миллион долларов принес прибыль в два десятка миллионов.

Отдельное место занимают справочные сообщения. На сером фоне Роднянский объясняет азы теле- и кино-кухни. Что такое «доля», из чего складывается стоимость фильма, как киностудии уходят от налогов, профсоюз актеров отстаивает права своих подопечных, а министерство обороны с легкостью сдает в аренду оружие и самолеты последнего поколения для съемок в фильмах, прославляющих военную мощь США. 

«Выходит продюсер» - не «Библия для продюсеров», и вряд ли Александр Роднянский преследовал цель стать истиной в последней инстанции. Дойдя до последней точки, неизбежно приходишь к мысли с претензией воскликнуть: «Даешь больше Роднянских!»