Главное сегодня

29/03/2024 ВСЕ НОВОСТИ
30.04.13 17:50
| Просмотров: 440 |

Они потеряли Россию

Павел Смоляк, «Шум»

В петербургском издательстве «БХВ» скромным тиражом вышла любопытная книга-исследование журналиста и историка Глеба Сташкова о бесконечных склоках в Доме Романовых накануне революции 1917 года, приведших к закономерному краху самодержавия.

Для непосвященного читателя книга известного в Петербурге журналиста и историка Глеба Сташкова станет настоящим откровением. «Августейший бунт» - одно из редких в России исследований, подробно описывающее разлады в Доме Романовых, склоки и ненависть, неразрешимые кризисы в отношениях русских самодержцев и членов их семей, великих князей и княгинь. Сташков скрупулезно изучил нравы двух столетий, покопался в грязном белье, которого особо не стеснялись приближенные к царской фамилии. Оплоты нравственности на словах, в действительности – самые аморальные люди государства, сплошные пьяницы и гомосексуалисты – все это Дом Романовых.

Сташков называет себя монархистом и с этой позиции почти кровожадно расправляется с членами Дома Романовых, с дичайшим чувством дотошного историка изыскивает удивительные факты, а возможные версии проверяет на состоятельность, вынося свой субъективный вердикт. Кажется, накануне страшной революции в Российской империи малейшее человеческое обличие, какое-нибудь достоинство сохранили разве что малолетний цесаревич Алексей и его сестры. Их всевозможные кузены, дядьки и деды не отличались умом и принципиальным соблюдением права; не говоря об их батюшке, императоре Николае II.

Сохраняя собственное мнение и, будучи, как сказано, монархистом, Сташков все-таки в большинстве случаев предпочитает дистанцироваться от собственных выводов, предлагая читателю самому оценить поступок того или иного великого князя или императора. Автор «Августейшего бунта» отлично изучил быт царского двора и его главных действующих лиц. «Я решил написать книгу о последних Романовых. В наше время пишут о них немало. Почти всегда – в восторженных тонах: и Николай II был замечательным человеком, и его жена, и его мать, и великие князья. Остается загадкой, почему накануне революции одни замечательные люди плели заговоры и замышляли убийство других замечательных людей», - пишет Сташков в предисловии.

«Августейший бунт» стоит начинать читать, отбросив все прочие дела. Легко запутаться в именах и отчествах великих князей. Хорошо, автор постоянно напоминает, кто чей сын, отец или племянник. Одни Романовы умирали бездетными, другие, как например, великий князь Константин Константинович родил восемь детей, да вдобавок ко всему был известным поэтом К.Р. и гомосексуалистом, что не мешало ему руководить и успешно реформировать кадетские учреждения России. Вообще среди великих князей было немало достойных сынов своего Отечества, но в большинстве своем – сплошные аморальные типчики, словно специально родились, дабы испить государевой кровушки.

Весомая часть книги посвящена императору Николая II и его взаимоотношениям с матерью, женой, дядьками и кузенами. Скажем, кузен самодержца, великий князь Дмитрий Павлович, откровеннее всех писал царю и мог закончить письмо следующим образом: «Твой всем сердце и душой и телом, конечно, кроме жопы, преданный тебе Дмитрий». Хотя надо отдать должное великому князю: в начале Первой мировой войны он вынес с поля боя раненого, за что получил Георгиевский крест. Однако остальные царские дяди и племенники, с детства носившие генеральские погоны, особо в военном деле себя не проявили. Напротив, указывает Сташков, ставка на родственников сыграла с Николаем II злую шутку: русская армия несла поражение за поражением, следуя приказам генералиссимуса Николая Николаевича, дяди императора.

Впрочем, подавали мягко говоря некрасивые пример сами императоры. Сташков начинает книгу с рассказа о последних годах жизни Александра II и верно подмечает, стоит русскому царю начать либеральные реформы в стране, тут же разлад в семье. Император Александр Николаевич вдоволь насладился скандалами. Сначала его сын, будущий царь Александр III, грозился отказаться от престола и в двадцать лет жениться на фрейлине, а после сам царь подбросил в огонь дровишек, закрутив роман с княжной Екатериной Долгорукой.

Кажется, по-настоящему святость брака чтили только императоры Александр III и Николай II, всячески осуждая своих родственников, желавших жениться чуть ли не на первых встречных дамах. С отступниками цари поступали жестоко. Без оглядки на кровные связи ссылали великих князей за границу, запрещали возвращаться в Россию. Так, Николай II фактически признал душевнобольным младшего брата Михаила, когда-то нарушил запрет и все-таки женился на разведенной дамочке Наталии Вульферт. А до этого бросил лучших сыщиков (фактические развязав руки террористам) и подрядил дипломатические миссии нескольких стран следить за родственником, естественно, бросив все служебные дела.

Удача книги Глеба Сташкова заключается в плавности рассказа. В книге нет долгих и нудных историй, которыми грешат некоторые историки. Сташков выделяет главное и, точно на стержень насаживает огромные ломтики царского мяса. «Это вообще особенность великокняжеской фронды – они сами выдумывали слухи, сами в них верили, а потом вместе со всей страной ужасались тому, что сами придумали», - пишет автор.

Фоном для «Августейшего бунта» служат самые тяжелые моменты русской истории конца XIX – начала XX веков. Сташков пристально исследует причины и последствия давки на Ходынском поле, констатирует закономерный проигрыш в «маленькой победоносной войне» с Японией. Пытается разгадать гибель «старца» Григория Распутина. Но не зацикливается на чем-то одном, оставляя львиную долю сказа историям похождений великих князей, от которых порой вянут уши.

После прочтения книги Глеба Сташкова не остается вопросов. Скорее возникает ужас: как запросто первые лица страны, погрузившись в бессмысленные внутрисемейные войны, потеряли сначала народ, потом страну, а затем и самих себя.

Глеб Сташков. Августейший бунт. Дом Романовых накануне революции. СПб: БХВ-Петербург, 2013 год.