Главное сегодня

05/06/2020 ВСЕ НОВОСТИ
22.04.13 15:45
| Просмотров: 331 |

Летопись петербургского подполья

Дмитрий Трунченков, «Город 812»

Случай писателя Либуркина показателен тем, что еще несколько лет назад в Петербурге был один-единственный читатель. Теперь, когда Саша Либуркин стал писателем, остальные писатели приуныли: читать их больше некому. Ведь писатели книг, как известно, не читают.

На литературных семинарах, куда собирают молодежь и где с ней занимаются профессиональные авторы, принято гордиться: мол, руководитель семинара меня читал, а я его – нет. Так и на презентации книги «Жениться на англичанке» автор зря анонсировал фуршет с водкой: дослушали его нетерпеливо. Да ведь и большинство его читателей – не читатели и не писатели, а личные друзья автора. Искупает все саморазоблачительная ирония, с которой Саша Либуркин описывает литературную тусовку.

К примеру, вот как он иронично говорит о своем еврействе. После перестройки, живя в Молдавии, он – об этом один из рассказов – спрашивает друзей: а не уехать ли в Израиль? Но все ему отвечают: в Израиле работать надо. Тогда, в ответ на вопрос дочери: папа, а мы поедем в Израиль? – Либуркин отвечает: - Нет, дочка, в Израиле надо работать. Мы поедем в Ленинград.

Остальные рассказы – столь же саморазоблачительны. Но разоблачает (возможно, невольно) Либуркин не только себя, но и мотивы всех окружающих его «художников, писателей, поэтов». По рассказам из книги получается, что литература, стихи – для большинства это только повод выпить, потусоваться, потешить свое тщеславие. При этом уровень самого творчества не играет никакой роли. Риторический вопрос: может ли красивая девушка писать плохие стихи? Или – может ли быть плохим писателем автор, о котором сказали, что он хороший писатель, другие десять хороших писателей (а они хорошие писатели – потому что о них так сказали другие десять, таких же).

В рассказах Саши Либуркина о литературной жизни литература оказывается вынесена за скобки, в пользу веселой жизни. Либуркин наслаждается этим весельем и нимало не беспокоится злостью писателей, которые в его изложении перестают быть служителями муз, потому что, во-первых, тут нет никакой иерархии: все – «писатели и поэты»; а во-вторых, потому что думают-то тут не о литературе, а о выпивке и развлечениях.

Надо просто понимать, что если подняться на уровень выше, и заменить, например, никому не известных богемных «писателей стихов» на модных раскрученных беллетристов, мотивы и страсти будут те же самые, различаться будут только суммы на пропой. Оттого-то так и остры рассказы Либуркина, что они – зеркало. Кроме того, зеркало уморительно смешное.

И чем, скажите, Либуркин хуже Льва Рубинштейна? По-моему, гораздо лучше. И премию «Нос» лучше бы дать ему.

Саша Либуркин. Жениться на англичанке. СПб: Красный матрос, 2013 год.