Главное сегодня

28/03/2024 ВСЕ НОВОСТИ
18.06.10 10:20
| Просмотров: 121 |

Профсоюзы между двух огней

Анастасия Маринина

Профсоюзные движения сегодня привлекают к себе все больше внимания. Поводов к тому много – и кризис 2009 года, и общий спад экономики, и масштабные увольнения, и забастовки работников, и социальная напряженность. Что представляет собой система профсоюзов современной России в целом? Какая роль в ней отведена свободным профсоюзам и каковы их шансы в борьбе за защиту прав работников – разбиралась корреспондент «Шума» Анастасия Маринина.

Упрощенно российскую систему профсоюзов можно представить так. С одной стороны, это традиционная Федерация независимых профсоюзов России (ФНПР), образовавшаяся в 1990 году на останках общесоюзной системы профсоюзов и считающаяся в каком-то смысле ее преемницей. Это самое крупное объединение трудящихся – около 25 млн человек - более 95 процентов всех членов профсоюзов в стране. С другой – альтернативные профсоюзы и Соцпроф. Они преемниками не являются, и своей основной задачей видят правовую борьбу, а не распределительную функцию.

- Альтернативные профсоюзы более адекватны вызовам рыночной экономики, их ключевая функция – борьба за трудовые права, - рассказывает Ирина Олимпиева, руководитель направления Социальные исследования экономики Санкт-Петербургского Центра независимых социологических исследований.

ФНПР часто обвиняют в работе по правительственному заказу. А свободные профсоюзы — в слабости. И если ФНПР заявляет о себе как о весомом предприятии с богатой историей и обширной системой рычагов влияния, история альтернативных профсоюзов на данном этапе – борьба на два фронта: за права работников и за свое право на существование. Чтобы усилить свои позиции у альтернативщиков по большому счету есть несколько вариантов – выстраивать и всеми силами укреплять профсоюзную вертикаль, или создавать альянс с политическими партиями.

Камень преткновения свободных профсоюзов — это нехватка ресурсов институционального влияния, без которых лоббирование своих интересов затруднительно, но привлечение которых чревато вынужденной политизацией. То есть существует вероятность из альтернативной, маловлиятельной, но действительно свободной организации стать могущественной, но пожизненно должной кому-то структурой. На сегодняшний день среди профсоюзов нет единого мнения по поводу (не)участия в политической игре, уж больно высоки ставки – возможность потери своей независимости. Изменения в законодательстве только подливают масла в огонь.

- С новым трудовым законодательством условия функционирования свободных профсоюзов усложнились. Это связано и с содержательной базой законодательства, и с механизмом его реализации, - объясняет Ирина Олимпиева.

Действительно, после объявления новых правил игры, у альтернативных профсоюзов возникла масса трудностей с регистрацией новой профорганизации, заключением коллективного договора, объявлением забастовки.

Кроме этого, свободные профсоюзы регулярно подвергаются криминальному давлению – звонки с угрозами, письма, требующие свернуть профсоюзную деятельность... Случается, что администрация предприятия перестает перечислять членские взносы, отбирает помещение и имущество профсоюзов, использует собственную службу охраны для «зачистки» территории от листовок, сбора данных о профсоюзе и его лидерах.... В общем, живет свободный профсоюз как в русской народной сказке: направо пойдешь – к администрации предприятия попадешь, налево пойдешь – ФНПР найдешь, прямо – с трудовым законодательством разбираться будешь.

Интересно и то, что по данным Центра независимых социологических исследований, большинство респондентов расценили тенденцию объединения свободных профсоюзов под эгидой Соцпрофа как контроль протестных движений со стороны власти. Были выдвинуты три версии объединения: создание альтернативы ФНПР, контроль напряженности в обществе через регулируемые профсоюзы, создание проМедведевской структуры в противовес путинскому ФНПР. Таким образом, и в ФНПР, и в Соцпрофе респонденты видят провластные структуры, суть которых - удержание конфликтов в приемлемых для государства рамках.

Тем не менее, альтернативные профсоюзы обладают удивительной способностью к регенерации – на месте одного обюрокраченного, несмотря на все трудности с законодательством возникнет два реально действующих новых профсоюза, и в этом их безусловный плюс.

«Кому нужны профсоюзы? – вопрошает профессор СПбГУ Владимир Ильин. – Тот факт, что регулярно появляются новые, показывает что со стороны работников потребность есть». Кроме того, профсоюз необходим работодателю – несмотря на то, что он может реально ограничить его власть, уж лучше цивилизованно разговаривать с лидером профсоюза, чем стараться перекричать разгневанную толпу бастующих рабочих. Власть, по мнению Владимира Ильина, нуждается в профсоюзах потому, что они дают возможность высказаться работнику, ограничить работодателя, - этакий предохранитель от социального взрыва.

Получается, профсоюзы нужны всем. И функция у них важная – спасать страну от социальных потрясений, доносить до высших чинов просьбы разгневанных. Беды надо ждать, если верхушка, зная о проблеме, ее не решает, жульничает, создавая видимость полного комфорта. Только цифры Росстата чего стоят! В прошлом году, по их данным в стране случилась одна (!) забастовка. Пока мы смотрим на проблему хорошенько зажмурившись, высказываемся не раскрывая рта, а в ушах у нас бананы – она никуда не денется. Если мы делаем вид, что чего-то не существует, то вовсе не значит, что этого действительно нет.