Главное сегодня

29/03/2024 ВСЕ НОВОСТИ
01.04.13 18:35
| Просмотров: 336 |

Главрыба московским критикам

Дмитрий Трунченков

Роман Вадима Левенталя «Маша Регина» – истинно петербургский роман, нигде, как в Петербурге, нынче так не пишут. Даже и не скажешь, что это дебютный роман 31-летнего автора: тут видится зрелый мастер, уровня раннего Андрея Битова. Мудрость философа, остроумие и ум подающего надежды математика, грудь молотобойца – вот качества Левенталя-поэта, потому что его роман – Поэзия.

Наследуя набоковской традиции, автор «Региной» нижет фразы с непередаваемой легкостью, молниеносно переходит от одной формы времени к другой: «Маша погуляет», «Маша гуляет», «Маша погуляла». Ничтоже сумняшеся позволяет себе фразы длиною в полстраницы: «Мальчик, положивший перед собой шоколадный батончик, чтобы ни в коем случае к нему не прикасаться, потому что он решил тренировать силу воли, конечно, съест этот батончик – и зритель смеется не только потому, что он включил «Ералаш» (а для чего его включают?), но и потому, что он-то все заранее знает про этого мальчика – иначе зачем сценарист положил бы перед ним шоколад?»

Мир героини, Маши Региной, предстает нам как огромный готический собор, безупречный настолько, что хочется затаить дыхание, едва оказавшись внутри; Регина не помещается в узкие рамки, определенные беллетристикой, ей тесно там – поэтому никакого «сюжета», «интриги» автору не требуется по определению: его книга трагичнее, умнее, космичнее, чем наша литературная обыденность. И если это почему-то и возможно, то только оттого, что сам Левенталь еще мудрее и опытнее своей гениальной героини.

То есть, никто без такого дара рассказчика, каким обладает Левенталь, не смог бы передать эту историю жизни. Нечто среднее между набоковской «Защитой Лужина» и формановским «Амадеем», нестандартную по нашим временам историю о том, что за талант приходится расплачиваться. Вкратце, это роман о городских пространствах – Берлине и Петербурге, формирующих Художника и отзывающихся на его радости и беды. О том, что простым людям никогда не увидеть, как трагична, нелепа и прекрасна жизнь.

«Маша Регина» тут напоминает нашумевший роман молодого москвича Сергея Самсонова «Аномалия Камлаева», тоже с яркой женской героиней. Но при том непростая судьба художника, пусть и женщины, задевает читателя гораздо сильнее, чем «женская», девчачья тема. Мучительно разрываясь между тремя мужчинами, немецким актером, истеричным смазливым мальчиком и школьным учителем литературы, Маша постоянно крутится в круговороте страстей, то бьющих ее с размаху о скалы, то на мгновения затишья позволяющих насладиться простым незамутненным счастьем.

Прототип Маши Региной, конечно – Валерия Гай Германика, русский режиссер, умеющий заинтересовать Европу фильмами о России. Словом, «Маша Регина» – это умный русский роман о Художнике с большой буквы, притом – женщине.

Вадим Левенталь. Маша Регина. СПб: «Лениздат» 2013 год.