Главное сегодня

26/09/2023 ВСЕ НОВОСТИ
16.01.13 11:05
| Просмотров: 716 |

Как убили женский «Спартак»

Сергей Инденок, «Шум»

Прекратил свое существование женский баскетбольный клуб «Спартак», еще год назад выступавший в Премьер-лиге — главном регулярном турнире российского женского баскетбола. Причина до боли знакомая всем без исключения не массовым видам спорта, не нашедшим покровителей в высших властных и бизнес-кругах, — нехватка финансирования.

Со слов теперь уже бывших руководителей клуба, все выглядит вполне логично и не вызывает ничего кроме сочувствия: недостаточное финансирование, бюрократические препятствия работе клуба и тому подобное. Однако, если копнуть немного глубже, становится очевидной совсем другая картина — клуб стал жертвой непрофессионального руководства, кумовства и корыстных интересов некоторых спортивных чиновников.

Немного хронологии и причин

В 2007 году прекратила свое существование женская баскетбольная команда «Балтийская Звезда» и был создан «Спартак», став, отчасти, правопреемником «Звезды» и заняв ее место в чемпионате. Новое юридическое лицо, «Некоммерческое партнерство «Женский баскетбольный клуб «Спартак» было учреждено совместно Федерацией баскетбола Санкт-Петербурга и неким Фондом развития спорта, то есть двумя общественными организациями. Причем название «Спартак» взялось не с потолка: по неким устным договоренностям с тогдашней администрацией города и спонсорами мужского «Спартака» девушек должна была взять под крыло главная баскетбольная команда Петербурга. Сценарий был идеальный, ведь именно так и было в советское время — один клуб имел мужскую и женскую команды. Как бы там ни было что-то в этом сценарии пошло не так и мужской «Спартак» от помощи женской команде отказался, несмотря на великого и могучего спонсора. Женскому клубу не оставалось ничего, кроме как начать самостоятельное плавание.

И все было бы не так печально по итогу, если бы не первое странное событие в этой череде недоразумений, приведших к гибели единственной профессиональной женской команды города. Директором клуба был назначен никому не известный человек по фамилии Крюков. Единственной заслугой оного господина перед баскетболом, насколько мне известно, является то, что он является отцом молодого игрока 90-х годов рождения. Пускай, и я в этом не сомневаюсь, отцом он является прекрасным и может служить примером для всех нас, но этого явно недостаточно, что бы быть руководителем профессионального спортивного клуба. Но как такое могло произойти? Ведь люди, назначающие руководителя, должны руководствоваться не личными симпатиями или дружеской привязанностью, а интересами дела. Но если приглядеться внимательно, то становится понятен еще один нелицеприятный факт из жизни петербургского баскетбола.

Руководителем Федерации Баскетбола Санкт-Петербурга является Игорь Горбенко, деловой человек, которого, как говорят старожилы спорта, избрали на пост председателя в расчете на то, что он, будучи крупным бизнесменом, сможет привлечь спонсорские деньги на развитие спорта. Отношение же к баскетболу господин Горбенко имеет куда большее, чем директор «Спартака» Крюков. Если у Крюкова ребенок — баскетболист, то об отношении президента Федерации баскетбола Санкт-Петербурга к, собственно, баскетболу, можно узнать из биографической справки. Помимо того что господин Горбенко окончил Технический университет и до ухода в большой бизнес являлся «регулировщиком радиоаппаратуры завода «Позитрон» и секретарем комсомольской организации», нам так же любезно сообщают о пристрастиях бывшего комсомольского работника: «Хобби, интересы: Играет в баскетбол и теннис. Любит рыбалку». И, как говорят, было бы это смешно, если бы не было печально. Я был бы нисколько не против президентства этого разностороннего человека в обществе рыболовов-любителей, но Федерация баскетбола, на которую возложено бремя ответственности за будущее петербургского спорта, не говоря о сохранении традиций, это слишком. Хоть и является господин Горбенко бизнесменом, безусловно, успешным (игровые автоматы, возглавляемого им предприятия, стояли чуть ли не в каждом вестибюле метро еще несколько лет назад), но по заверениям людей, имеющим непосредственное отношение к спорту, ситуация в петербургском баскетболе никак не изменилась с его приходом. Видимо, президентство в Федерации бизнесмену было нужно лишь для красивой надписи в визитке и пары грамот в позолоченных рамочках на стенах кабинета.

А что случилось?

Винить господина Горбенко в том, что он не нашел для «Спартака» спонсоров, конечно, нельзя. Да и нужны ли они были команде? Если попытаться внимательно изучить ситуацию, то становится ясно, что клуб имел достаточное финансирование из городского бюджета для осуществления работы. До 2011 года у клуба все было в порядке и никаких долгов не было. Откуда же они взялись, если на тот год город выделил клубу порядка 70 милн рублей субсидий? И на следующий, 2012 год, клубу было выделено более 60 млн. А взялись эти долги, на мой взгляд, от умышленных или же совершенных по глупости ошибок руководства.

Давайте разберемся по порядку. Учредители клуба — Федерация баскетбола Санкт-Петербурга и Фонд развития спорта Санкт-Петербурга. Имя нашего города присутствует в названиях обеих организаций-учредителей. Мне одному кажется абсолютно очевидным тот факт, что целью и задачей существования команды мастеров, единственной команды мастеров в городе, должно быть создание мест для петербургских спортсменок? Это не просто логично, это еще и позволило бы в разы сократить зарплатный бюджет команды. И да, наверное, команда не хватала бы звезд с неба, но она бы ЖИЛА, и могла бы пережить трудные времена. Но команды больше нет. Так вот организации, призванные развивать спорт в Петербурге, руками назначенного ими же господина Крюкова, делали это весьма изощренным образом.

Еще в 2011 году в команде играли две американки, Дженнифер Лейси и Рашидат Джунейд, хорватка Ива Циглар и эстонка Мерике Андерсон. И это только легионеры, не считая баскетболисток из других городов России. У меня возникает вопрос, зачем приглашать кучу легионеров если денег нет? А если бы они даже и были, то почему не взять питерских девчонок? Видимо, трудоустройство американок африканского происхождения столь значимо для петербургского баскетбола, что ради этого можно поставить под угрозу финансовое благополучие целого клуба.

А дальше произошла вещь совершенно комичная. В 2012 году, уже собрав долгов на 17 млн рублей, господин Крюков умудрился совершить самое невероятное в своей горе-карьере баскетбольного функционера. Он не смог потратить выделенные команде 60 млн рублей. Как? Да, это было непросто.

Скажу пару слов о том, как осуществляется бюджетное субсидирование спортивных организаций. Если деньги в бюджет заложены, то выделяются они в середине года, в период с мая по август, на основании уже сделанных трат. То есть клуб, безусловно, должен иметь оборотные средства для осуществления работы, которые потом возмещает город. Но тут важен один нюанс — формулировка, заложенная в бюджете. Если в бюджете написано, например, «на покупку спортивного инвентаря», то деньги можно потратить на мячики или форму, а потратить, к примеру, на оплату взноса за участие в турнире нельзя. Так вот господин Крюков оказался, видимо, настолько «опытен» в подобных вопросах, что не просто предоставил неверную формулировку назначения субсидирования, но и наивно рассчитывал, что город оплатит ему расходы, бюджетом не предусмотренные. Естественным итогом такого «грамотного» руководства стало то, что, во-первых, долги клуба увеличились, а во-вторых, город сократил финансирование клуба. И вполне логично — не можете потратить выделенные вам деньги, получите столько, сколько потратить можете. Это закон бюджетного процесса, и город тут винить не в чем. Винить можно только «умелое» руководство в лице господина Крюкова и назначившего его баскетболиста-теннисиста-рыболова Горбенко.

Роковые 17 млн и нежелание сохранить команду

Клуб мог работать дальше. Да, у клуба долги в 17 млн рублей. Но, насколько мне известно, ни одна из организаций-кредиторов, и тем более никто из игроков, не подали на клуб в суд. То есть не было юридической необходимости возврата этих денег в кротчайшие сроки. Клуб мог продолжить работу, но господин Крюков в эфире телеканала «100ТВ» заявил, узнав, что команде на 2013 год выделяется «всего» 38 млн, он осознал, что команду не сохранить. Видимо, осваивать такой бюджет менее приятно, чем бюджеты предыдущих лет. Вообще, вся риторика господина Крюкова сводится к тому, что у клуба долги в 17 млн и их невозможно погасить. Непонятно, как это мешает существовать команде, но даже если мешает, то, что было сделано? Предлагали ли мужскому «Спартаку» взять шефство над командой хотя бы до конца сезона? Обращались ли к губернатору с четкой формулировкой вопроса о том, что для сохранения клуба необходимо срочно найти 17 млн рублей? Я более чем уверен, что ничего этого сделано не было, а существование клуба стало просто-напросто никому не нужно.

Бизнесмен Горбенко, насколько мне известно, изначально относился к клубу как к источнику проблем и лишней обузе, а назначенный им Крюков воспринимал клуб, видимо, как личную игрушку — поигрался, не понравилось, бросил. И вряд ли у клуба были перспективы с таким руководством. Вдвойне обидно то, что в городе есть люди, которым баскетбол не безразличен, к мнению которых тандем Горбенко-Крюков не прислушивался в ходе целенаправленного развала команды.

А нужен ли нам «Спартак»?

Город остался без профессиональной женской баскетбольной команды. Некоторые придерживаются мнения о том, что такие виды спорта вообще не нужны, по причине непопулярности. Я так не считаю и люблю женский баскетбол, однако тем, кому команда «не нужна», хочу напомнить, что женская сборная России по баскетболу на добрую половину состоит из воспитанниц петербургской школы. Илона Корстин, Наталья Водопьянова, Евгения Белякова, Наталья Жедик, Надежда Гришаева — все воспитанницы петербургского баскетбола, некоторые поиграли и в почившем «Спартаке». А если говорить не о сборной, а вообще о женском баскетболе в стране, то почти во всех клубах Премьер- Лиги играют питерские девчонки. Светлана Махлина — один из лидеров вологодской «Чевакаты», а в московском «Динамо», которое занимает вторую строчку в турнирной таблице, вообще половина состава наши воспитанницы.

Жаль, что в результате неумелых действий вредителей на ответственных постах, наши девчонки и дальше будут пополнять составы других клубов, и в обозримом будущем у них не будет никакой возможности выступать в составе команды из родного города. Особенно неприятно то, что шансов засветиться у девчонок будет меньше. В этом году исполняется 18 лет по крайней мере пятерым воспитанницам «Спартака», которым тренеры пророчат блестящие карьеры вплоть до Олимпийской сборной страны. А вот смогут ли их теперь заметить — вопрос.

Что дальше?

Представители Федерации баскетбола выступили с заявлением, что в городе будет создана новая команда, и играть она будет уже в Высшей Лиге, то есть в третьем по значимости дивизионе российского женского баскетбола. Возникает резонный вопрос — а почему в Высшей, если город готов финансировать команду уровня Суперлиги? Да, о Премьер-лиге думать не приходится, но для суперлиги предложенных городом денег вполне должно хватить, так в чем же дело? И еще один вопрос: готова ли баскетбольная и спортивная общественность доверить этим же людям создание нового баскетбольного клуба? Для меня не ясным остается тот факт, почему еще никто не потребовал отставки Горбенко. Конечно, для Федерации баскетбола новый клуб будет выгоден — созданием нового юрлица «отрезать» старые долги (не искать же деньги, право дело!) и держать команду в третьестепенном турнире. Денег будет как раз хватать, и делать ничего не надо. Но что-то мне подсказывает, что и новую команду им ничего не будет стоить похоронить, если что-то пойдет не так, а очередной директор-любитель не захочет более развлекаться с новой игрушкой.

По-моему, сейчас самое время для баскетбольной общественности поднять вопрос о компетенции господина Горбенко, избрать на должность президента человека, небезразличного к судьбе баскетбола, и попытаться сохранить клуб. А ведь клуб можно сохранить. Учитывая то, что девчонки готовы ждать с зарплатами и играть бесплатно до выделения субсидии, не говоря об остальных работниках команды, некоторые из которых и так работали на голом энтузиазме.

Просто для того, что бы это было возможно, заниматься клубом должны профессионалы и, как минимум, люди к спорту не равнодушные. И такие люди есть. Только вот жаль, что у нас в стране, и не только в спорте, все зависит не от реальных интересов общего дела, а от наличия важных друзей и желания пристроить «своих» на ответственные посты, и не важно, если обернется тяжелым ударом для многих. Честь клуба, болельщики, традиции петербургского-ленинградского спорта... для одних это значит многое, для кого-то это пустой звук. И бесконечно жаль, что у руля петербургского баскетбола оказались люди именно из второй категории.