Главное сегодня

01/06/2020 ВСЕ НОВОСТИ
27.06.12 02:40
| Просмотров: 335 |

На «Пятом»

Павел Смоляк, «Шум»

Единственный федеральный телеканал, вещающий не из Москвы, - «Пятый» открыл двери перед телезрителями. Впервые блоггеры и далекие от ТВ журналисты попали в самое нутро телецентра на Чапыгина, познакомились с работой знаменитой открытой студии и Дома радио на Итальянской улице.

Телецентр на Чапыгина, 6 известен каждому петербуржцы, впрочем, как и «Пятый канал», который в разные годы назывался по-разному – например, «Петербург», когда канал стал сугубо городским. Правда, если совсем официально, то «Пятый» не просто телеканал, это - телерадиокомпания «Петербург – Пятый канал». Кроме ТВ включает в себя радиостанцию «Петербург», которая вещала в блокадном Ленинграде и продолжает работать до сих пор.

Петербургский телецентр за последнее время почти не изменился снаружи и внутри. Усилилась охрана, появились электронные пропуска, но «режимный объект» все равно напоминает больше научный институт, чем современное телевидение. На Чапыгина даже сохранился кабинет автора и ведущего легендарных «600 секунд» Александра Невзорова. Хотя никто из старожилов не смог вспомнить, когда в последний раз «наемник» Глебыч появлялся в телецентре, зато в его кабинете сделали ремонт и сохранили «Невзоров А.Г.», словно памятник эпохи ленинградского свободомыслия.

Новости – их профессия

Планерки проходят в кабинете директора Дирекции информационно-аналитического вещания Александра Анучкина. Знакомый телезрителям «Пятого канала» по передаче «Главное» и «Криминал» Саша (к нему многие обращаются неформально) перелистывает огромные листы анонсов ближайших новостных репортажей. Рядом редакторы, за отдельным столиком, обложившись бумагой, кратко рассказывают Анучкину свои идеи и предположения. Директор, шутя и порой с недоумением, вычеркивает неинтересную новость или, оживившись, срочно («наши новости самые оперативные») посылает корреспондента на задание, заранее настроив интонацию будущего сюжета.

В кабинете Анучкина можно найти ведомственные награды силовых министерств, грамоты, в том числе от главы ЦИК Владимира Чурова, прямо за спиной две картины знаменитого Васи Ложкина, в буфете – коллекция алкогольных напитков, бутылок десять-двадцать. Обстановка скорее похожа на небольшое креативное агентство, чем сердце новостей федерального канала, зрителей которых с каждым месяцем все больше. (За год аудитория «Пятого канала» увеличилась на 70%.)

Техника питерского телеканала (за нее отвечает зам генерального директора Алексей Соколов, веселый дядя с чекистским прошлым) позволяет передавать сигнал из любой точки мира в любую точку мира. Кроме того, команда новостей «Пятого канала» стала одной из первой, кто стал применять мобильный передатчик сигнала, он легко умещается в рюкзак и может передавать ТВ-сигнал везде, где есть интернет (большие тарелки с трудом работают в ветер и снег). «Когда поднимали «Булгарию», все телеканалы работали на берегу, а мы могли непосредственно снимать с места происшествия, с катера», - гордо рассказал Анучкин.

Фокусы телевидения хорошо раскрывать в студиях передач «Главное», «Сейчас» и «Криминал». Это зрителю только кажется, что ведущие вещают из разных залов, на самом деле знакомые миллионам алые декорации компактно расположены в одном большом почти что ангаре. Передвигаться между «студиями» довольно сложно, везде провода и камеры, сверху угрожающе горят лампы. Возле каждой камеры телесуфлер; текст набивают редакторы, сидящие в специальной эфирной комнате, доступ в который имеют не все руководители «Пятого канала», что уж говорить о простых сотрудниках.

Утро на «Пятом»

Утро на «Пятом канале» - отдельный трехчасовой проект канала, имеющий подзаголовок «Проверено на себе». Вскоре, сообщила зам генерального директора Марина Белова, каждый корреспондент будет иметь свою рубрику, ну а пока остается следить за экспериментами Кирилла Пищальникова. Журналист каждое утро перевоплощается в разные образы, чтобы проверить отзывчивость людей или готовность петербуржцев к риску. В период очередной борьбы с пьянством Кирилл предлагал горожанам внести свой вклад в противостояние с зелеными змием – разбить бутылку водки. «Мужчины наотрез отказывались, - вспоминает Кирилл. – Эксперимент закончил дедушка, который поставленным ударом снес горлышко и ушел с бутылкой в руках».

А Инна Карпушина ведет сразу две рубрики - путешествует по неизвестным местам в Петербурге и отвечает за «сердечные дела». «Психологи говорят, что один разговор о проблеме решает ее на восемьдесят процентов», - пытается донести с телеэкрана она. Телезрители делятся с Инной личными переживаниями, некоторые мужчины (они ядро романтической рубрики Карпушиной) просят не выносить сказанное в эфир.

«Утро» идет в записи и из-за этого теряет интерактивность, с сожалением отметила шеф-редактор программы Ксения Казарина, однако форум канала и почта корреспондентов после каждого эфира разрывается от новых сообщений. Запись, тем не менее, имеет свою плюсы. «Утро» не завязано на оперативности, а гость может опоздать на пару минут.

«Открытая студия» и Дом радио

На Итальянской улице в Доме радио расположился филиал «Пятого канала». Отсюда вещает передача «Открытая студия». «Открывашка», как ее заботливо называют на телеканале, стала настоящим брендом «Пятого канала», а Нику Стрижак полюбили миллионы. В открытой студии (в студии большие окна, выходящие на улицу) в прямом эфире обсуждаются злободневные темы недели или дня. «Пятый канал» тем и славен, что больше всех остальных федеральных каналов вещает в прямом эфире, который, как известно, непредсказуем. Успех «Открытой студии» в новом сезоне планируют развить: появится большое ток-шоу.

В «Открытой студии» побывали тысячи гостей. Ника Стрижак откралы такйну: единственный человек в мире, у которого бы она хотела взять интервью, - Михаил Барышников, но он все время отказывает российской телеведущей. Через знакомых Стрижак выходила на мировую знаменитость, Барышников вновь отрицательно качал головой. Современные российские звезды Стрижак вообще не интересует, предпочтение в общении она отдает мужчинам и судит о человеке только после разговора с ним.

Эфирная комната «Открытой студии» находится в подвале, именно из него в дни Великой Отечественной войны вещало блокадное радио. Кстати, после войны советское руководство за проявленный героизм во время 900 страшных дней отдало ленинградскому радио здание целиком. Сегодня в Доме радио – огромном здании в центре Петербурга – находится несколько профессиональных студий, здесь записывают аудиокниги, спектакли и передачи, идет вещание радиостанции «Петербург». До недавнего времени в Доме радио одну из комнат занимали чекисты (две группы по три человека), они работали 50 лет, не утруждая себя, попивали чаек (в ответственный момент должны были прервать вещание и пустить отвечающие положению дел записи), и когда отдел расформировали, покидали высокооплачиваемую и ненужную работу со слезами.

В Доме радио легко заблудится. Много коридоров, лифтов (некоторые не работают), подвалов, запросто можно поверить, что где-то обитают приведения. После акционирования, печально проронил директор Юрий Радкевич, все деньги, естественно, достаются телеканалу, а радио с трудом выходит из кризиса. Думается, если бы не блокадная судьба, «Петербург» давно прикрыли.