Главное сегодня

07/06/2020 ВСЕ НОВОСТИ
19.06.12 11:40
| Просмотров: 382 |

Неудобные «неУДОбные»

Валерий Айрапетян

16 июня на сцене театра им. Комиссаржевской состоялась премьера авторского спектакля Магдалены Курапиной «неУДОбные» по одноименной пьесе. В постановке заняты артисты театра Магдалены «МЫ» - молодого, но смелого коллектива.

Театр «МЫ» вмещает в себя и драматический театр («неУДОбные») и постановки в жанре бурлеск, а также социальный проект, задачей которого является реабилитация людей из социально-неадаптированных групп населения. Помимо профессиональных артистов в постановках задействованы люди, не имеющие актерского образования… Так, в «неУДОбных» роли исполняют только две дипломированные актрисы из всех выходящих на площадку...

Спектакль «неУДОбные» прошел в камерной обстановке: черный кабинет сцены, выхваченный из небытия мягким светом софитов, только усиливал ощущение глубокой сопричастности глаза к пространству и совершаемому в его пределах действию. Такое пространство – отчужденное, замкнутое в самом себе, пустотное и в тоже время тесное – создает условия для психологического погружения в мир тюремных застенков.

Место действия – женская колония общего режима. В одной камере (секции) отбывают сроки женщины разных судеб и уголовных статей. Тут и политзаключенная Наташа (Аня Облако), и убийца сожителя-наркомана Люба (Ирина Марихина), и мошенница Славка (Анастасия Чернова), и осужденная за грабеж и убийство Родиона (Анна Глазовская). С «волей» женщин связывают мечты, воспоминания и письма, которые передает заключенным начальник отряда Марина Борисовна по прозвищу «Мырбыр» (Марина Николаева). Женщины готовятся к приезду комиссии по условно-досрочному освобождению (УДО) и репетируют свой выход на предстоящем концерте. В процессе подготовки к выступлению проявляются те или иные черты характера героев: их воля, терпение, слабости, мелкие амбиции, способность пожертвовать личным ради общего, вера. Финальная развязка выявляет в Наташе «трибуна» (незаслуженно забытый современной драматургией герой площадного театра, обличающий общественные лицемерие, плоскостность и пошлость). Впрочем, пересказ спектакля – дело пустое и лишнее. Зритель сам выстроит свои связи с героями, текстом, интерпретациями, сделает выводы и проникнется впечатлениями.

Общественные стереотипы и штампы восприятия относительно современных пенитенциарных учреждений убедительно развенчиваются на протяжении всего действия. Этому способствовал длительный (больше года) сбор автором пьесы информации о женских тюрьмах, чтение мемуаров, дневников («Дембельский альбом» Натальи Черновой), штудирование УК РФ, активной переписке с уже отсидевшими и отбывающими наказание женщинами (в современных реалиях возможно и такое!)… Вместо социально опасных элементов, маньяков и умышленных злодеев мы видим женщин, исполненных нежности и силы, мужественных и ранимых, верящих в идеалы и плывущих по течению, отчаявшихся и бодрых надеждой, женщин разных, но ярких, характерных и живых. Именно витальность всех героев, их вовлеченность во внутреннюю жизнь, пронизывает спектакль жизнеутверждающим началом и, несмотря на безрадостный сюжет, по просмотру не остаётся гнетущего осадка обреченности и безнадёги. Звучащая в финале песня «Прекрасное далёко» - наполняет надеждами, новыми возможностями, стремлением и порывом к обретению героями счастья.

Тюрьма в спектакле Магдалены Курапиной не параллельна текущей общественной жизни, а является ее неотъемлемой частью, средоточием страстей, где внутреннее неизбежно становится внешним, где маски отпадают сами собой, и человеческое устройство предстаёт в своей подлинности, лишенное лоска «приличий», условностей и догм. Люди за колючей проволокой с особенной остротой осознают реальность, анализируют допущенные ошибки и планируют будущее, надеются, борются с разрушительными импульсами, стремятся придти к некоторому равновесию между собой и миром (речь, конечно же, идёт не о патологических рецидивистах, а о людях единожды оступившихся).

В финале политзэк Наташа бросает в зал вопрос, который заставляет зрителя осмыслить собственное понимание свободы, осознать ее цену для себя и то, как далеко он может пойти, чтобы ее отвоевать, готов ли вообще к борьбе за свободу…

«Ау! - восклицает Наташа. – Ау! Люди!».

Мир сегодняшний несётся вперед, а катится назад. На фоне ежемесячно обновляющегося модельного ряда фантастических гаджетов, не обновляемые по сути ценности человеческого существования, то самое наполнение, что делает из члена общества – человека, утрачивает всякую ценность. «А зачем?» - вот самый простой вопрос-ответ обывателя на любую попытку заставить его заглянуть внутрь себя, осознать свое место в мире, обывателя, чья жизнь «на свободе» состоит из повторяющихся картинок унылых будней и «вольных» выходных. Спектакль театра «МЫ» «неУДОбные» такую попытку совершает. Кто мы – свободные люди? И как нам спится в теплых постелях?

Удобно?..