Главное сегодня

29/03/2024 ВСЕ НОВОСТИ
04.06.12 13:50
| Просмотров: 438 |

Под властью «Немцев» (ФОТО)

Павел Смоляк, «Шум»
Сергей Калинкин, «Шум» (фото)

В Петербурге в гостинице «Астория» прошла 12-я церемония вручения литературной премии «Национальный бестселлер». Интриги, как в прошлом году, не случилось, наверное, поэтому большинство гостей равнодушно относились к политическим выпадам Артемия Троицкого и почти не замечали Сергея Шнурова.

Гости «Национального бестселлера» собирались долго, выстаивая небольшую очередь за шампанским. Только однажды наступила пауза: в дверях «Астории» появился музыкант Сергей Шнуров – почетный председатель жюри. Известного ленинградца немедленно обступили журналисты. Отделавшись скучными комментариями, Шнуров, казалось, не находил себе места. Индифферентно относясь к происходящему, он бегал из стороны в сторону, выходил на улицу позировать фотографам, обнимался с писателем Захаром Прилепиным, и чуть ли на самый первый занял место за столом жюри, лицо выдавало: скорее бы это все закончилось.

ФОТОРЕПОРТАЖ Национальный бестселлер - 2012

Ответственный секретарь «Нацбеста» Виктор Топоров заранее попросил не портить праздник словесности политикой («нам наплевать педерасты вы или белоленточники, главное – как вы пишите»), но многие не удержались. Ну а как, если главный роман премии о чиновниках и их приспешниках. «Реальный хоррор путинских функционеров», - назвал критик и ведущий церемонии Артемий Троицкий книгу Александра Терехова «Немцы».

По традиции Троицкий рассказал о каждой книге, попавшей в финал премии, но начал с трех лозунгов, который, видимо, должны жить в сердце каждого свободного человека. «Свободу всем политзаключенным и Pussi Riot! Даешь честные выборы! Жуликов и воров на нары. Так победим!» - почти прокричал критик. К политике ведущий вернулся еще раз, когда внезапно заменил одного из членов жюри. Оказалось, что лидер музыкальной группы «The Retuses» Михаил Родионов до Петербурга не добрался. «Он в бегах», - сообщил Троицкий. Молодой человек, исполняющий песни на стихи поэтов Серебреного века, побоялся, что, показавшись в «Астории», его тут же заберут в армию, от службы в которой он и бегает. Виктор Топоров на это сказал: «Лучше бы он проявил смелость и показал, приехав на премию, что не боится», а уже в кулуарах добавил: «Не будем больше звать «болотных». Вместо Родионова пришлось голосовать Троицкому.

Еще перед голосованием, представляя каждую книгу, Троицкий почти проговорился, назвав роман Марины Степновой «Женщины Лазаря» «лучшим из всего представленного», однако почему-то, когда пришло время голосовать, отдал свой голос за «Немцев» Терехова и провозгласил, что книгу надо прочесть каждому политактивисту и экранизировать. До него за роман о жизни Москвы времен Юрия Лужкова проголосовали журналист Дмитрий Ольшанский, Захар Прилепин и ЛГБТ-активистка Женя Отто, заявившая со сцены, что поражена «насколько литература глуха». Остальные два голоса – Карена Шахназарова (он тоже не добрался до Петербурга, но записал видеообращение) и ректора РГПУ имени Герцена Валерия Соломина – достались Анне Старобинец и Сергею Носову.

Ни Тереховать, ни номинатор «Немцев» писатель Сергей Шаргунов в Петербург опять же не приехали. Они в составе большой делегации русских писателей пребывают в Нью-Йорке. Поэтому премию пришлось получать самому первому лауреату «Нацбеста» беллетристу Леониду Юзефовичу.

После награждения последовал фуршет. Гости «Национального бестселлера» с тарелками (подавали запеченную курицу, буженину, лоснящуюся семгу, интересный салат, сладкое) и бокалами вина и шампанского (некоторые со стопками водки) уместились около столиков, обсуждая итоги премии.

Литературный критик Владимир Бондаренко искренне радовался за Александра Терехова. «Победил мой сосед по даче», - улыбался он, рассказывая попутно, что пишет книгу о Лермонтове в серию ЖЗЛ. Писателя Илью Бояшова поздравляли с выходом фильма «Белый тигр», который снят по мотивам его книги. О своем болтали главный редактор глянцевого журнала «Собака» Яна Милорадовская, философ Александр Секацкий, писатель и критик Михаил Трофименков, телеведущая Ника Стрижак, писательница Татьяна Москвина, а вот Сергей Шнуров, признавшись, что сам не понимает, как согласился быть председателем жюри («наверное, я был в хорошем расположении духа, было тепло»), быстро удалился из «Астории». Зато ближе к концу фуршета появился актер Александр Строев, выпив бокал шампанского и осмотревшись, заслуженный артист, впрочем, пошел дальше.