Главное сегодня

05/06/2020 ВСЕ НОВОСТИ
22.03.12 07:50
| Просмотров: 208 |

Картограф гроб примерил

Дмитрий Трунченков, «Город 812»

Главное для автора, на счету которого немало успешных книг, это извечная проблема: мастерство достигнуто, а свойственная молодости страсть позади. Как компенсировать страсть с помощью мастерства?

Один из распространенных образов творческого человека – не писатель, не композитор, а художник. Почему-то именно художника принято делать героем историй про искусство. Своего героя, художника Джеда Мартена, Мишель Уэльбек делает замкнутым гением-аутистом, испытывающим трудности в отношениях с другими людьми, если коротко: почти вовсе лишенным потребности в общении. При этом художественные проекты, за которые он берется, неизменно встречает оглушительный успех, и, что немаловажно, в том числе и успех коммерческий.

Лишенный былой страсти, столь живо прочитывавшейся в предыдущих его романах, французский писатель номер один теперь поневоле относится к творчеству как к набору букв на продажу – и точно так же рассматривается в романе творчество Мартена. В кокой-то момент галеристу Джеда приходит идея заказать Уэльбеку (таким образом автор включает себя в книгу в качестве персонажа) текст для выставочного каталога. Джед едет к Уэльбеку, они чувствуют неожиданную приязнь друг к другу, и Уэльбек вдруг начинает фантазировать, как бы он написал роман про промышленные станки. Выходит, у него бы получилось, случись нужда, написать у чем угодно: хоть о станках, хоть о велосипедах. Но, коли так, коли любая задача будет с легкостью решена – то и никакого интереса за нее браться нет, не так ли?

Будучи поставлен в положение, когда придумать что-то новенькое не так-то просто, Уэльбек тем не менее красиво выходит из затруднения. Последняя треть романа неожиданно не имеет ничего с общего с первыми двумя, и история об успешном художнике переходит в историю детективного расследования, цель которого – раскрыть громкое убийство.

Если задаться вопросом в духе школьного сочинения: какой смысл несет заглавие романа, ответ можно дать такой. Творчество это всегда попытка сформулировать для себя что-то важное. Однако попытка это никогда не удается полностью: карта не равна территории. Пока автор пытается разобраться в творчестве с тем, что для него важно, жизнь проходит мимо: мысль банальная, но если она касается лично тебя, не такая уж и пустая.

Хотя и не повторив предыдущих удач, Уэльбеку удалось написать нечто принципиально для него новое – роман, при чтении которого на глаза наворачиваются слезы, но так же и книгу, примиряющую с едва ли не самым главным испытанием: смертью.

Мишель Уэльбек. Карта и территория. М.: Астрель, Corpus, 2011 год