Главное сегодня

29/05/2020 ВСЕ НОВОСТИ
19.03.12 07:15
| Просмотров: 270 |

Евгений Алехин. Парень с кемеровского двора

Анжелика Клыкова, «Шум»

Новое поколение, мечтающее о великой литературной славе, раз в пятилетку пытается изо всех сил прорваться в мир, где давно заправляют воротилы «бизнеса», решительно опровергающие советскую установку, дескать, молодым везде у нас дорога. Голос Евгения Алехина слышен, но не настолько, чтобы разбудить тысячи читателей. Его литература – вчерашний день, однако не лишена таланта – правда, так говорят о каждом, чье творчество обретает форму книги.

Кемеровский парень Евгений Алехин непринужденно рассказывает о своей жизни, которая, если судить строго, ни чем не отличается от ежедневного быта любого деревенского забулдыги. Его герой, погруженный в сладостные мечты, в реальности приспособлен лишь для физического труда и похода в нужник после ужина за родительским столом. Иногда пьянки, унылое стремление заработать денег, фантазийный пафос о скорой славе и редкие соития с девками, по напору похожими на пацанов.

Вероятно, таково молодое провинциальное поколение. Нет тебе гламура, клубов на тысячу человек и столиков, за резерв которых нужно заплатить несколько пачек «зеленых». Алехин, разумеется, никакой не подрастающий «деревенщик» Распутин, но истина, чтобы не слукавить, где-то рядом. Литература молодого парня из Кемеров - унылое повествование, заключающее в сплошном дне сурка, когда один дин точь-точь похож на другой. Впрочем, иногда подкупает правда Алехина, но и ее читали сотни раз у других «самородков». Обнажал себя Эдуард Лимонов и Сергей Довлатов – из великих, из обычных – Илья Стогов и, скажем, Спектр, Минаев и десяток им подобных писателей современности.

Заглавная повесть книги «Границы первого уровня», пожалуй, единственно доступная для легкого чтения вещь молодого (ему сейчас что-то около 26) Евгения Алехина. Я-героя мучает простата, приходится ложиться набок и самому себе делать интимные клизмы, тут, естественно, шутки про первый раз и подробные описания процесса. Герой, иначе никак, пишет стихи, которые отмечают многие, - хорошие, да. Сочиняет рассказы и мечтает прославиться в качестве писателя. Однажды добирается до Москвы, чтобы победить в премии «Дебют». Победа достается другому.

Беда Алехина, что его герой и он, рассказчик, ничего не видят вокруг себя. Зацикленный на себе Алехин просыпается, чистит зубы, пытается учиться, но все больше спивается, ругается с родителями и ждет настоящей и единственной любви. Невозможно поверить, что Алехин может быть разным и хочет расти, банально двигаться вперед, совершенствоваться. Вторая повесть в авторском сборнике, казалось, никогда не закончится и может продолжаться вечно. Никакого сюжета, набор банальных отчетов о том, как юноши и леди пытают организм отравой в одной комнате строгих правил общежития.

Быть может, в 19 лет Евгений Алехин был «голосом поколения». Вы помните тот 2004 год? Чего только тогда не слышалось, доносилось со страниц и телевизоров. Нет, Алехин не такой, как его хотят видеть и преподносят интересующейся публике пожилые бабушки и старцы из классического «Нового мира», куда Евгению угораздило пристроить свой рассказ. Рассказы о дружбе и/или любви всегда шли на ура, а особо впечатлительных выжимали до слез и скорейших помет в дневнике (на полях книги). Алехин зарекомендовал себя мастером одной поделки, ремесленник из него пока не вышел и вряд ли получится, как не будет больше чего-то индивидуального, в смысле – интересного и завлекающего.

Путем Алехина прошли многие. Боюсь ошибиться, но их были тысячи, которые пытались лить слезы, спекулируя на «новой искренности». К испражнениям в литературе читателя давно приучил Владимир Сорокин, проклинать женщин Буковски и Лимонов, последний еще породил десяток молодых дарований, которые дальше современного триединства - надрался-потрахался-проснулся - не продвинулись. Исключение, конечно, Захар Прилпеин, однако его трудно назвать учеником Лимонова, а вот голосом поколения - легко. Глуповато сравнивать Алехина и Прилепина или Алехина и Буковски, но главное: Евгений не проигрывает этим дядькам в таланте, единственная помеха – узкий кругозор.

Очень хотелось написать о прозе Евгения Алехина добрыми нотами, пока не получается. Дело, наверное, в том, что его проза не только вторична сама по себе, она на втором плане внутри приоритетов автора. Покопавшись в сети, можно найти стихи Алехина, его выступления с музыкальными коллективами. Актерские работы в андеграунде вселяют чувства надежды. Скорее всего, Алехин просто рано начал, «голос поколения» осип, и лет через пятнадцать стоит попробовать вновь, вот тогда будет чем забить триста страниц книги, не ерундой из слез о бабах и безденежье, да манифесты пустым бутылкам помрут в горести, не оповестив автора о кончине.

Евгений Алехин. Третья штанина. М.: Эксмо, 2011 год