Главное сегодня

06/06/2020 ВСЕ НОВОСТИ
01.03.12 18:55
| Просмотров: 264 |

Москва - ничто

Павел Смоляк, «Шум»

Новая книга писателя и телеведущего Сергея Минаева вышла неприлично большим тиражом. Подумать только, столичные издатели, наверное, мало подумав, впервые сделали ставку не на банальный любовный роман, а на отрицании любви, как таковой – к самой Москве, людям и человечеству в целом.

Подвозивший на прошлой неделе столичный водила, поинтересовался: «В Петербург?». Я кивнул, продолжив разговор о родном городе, как в нем хорошо живется и лучшей жизни не сыскать. Человек за рулем парировал: «Невский – да, а чуть левее и правее… Знаете, я в Кострому ездил, вот никакой разницы с Петербургом. Мрак». Пришлось согласиться, не идти же против правды. «Приходится ездить в командировки, - сказал водитель, - так, возвращаюсь в Москву, радость: в родной город приехал».

В книге Сергея Минаев Москву никто не любит. Не приезжие, не коренные жители, совершенно никто, даже бомжи, случайно оказавшиеся в столице, загадывают желания, чтобы найти миллион рублей, сходить на шальные деньги в баню, купить одежки и свалить, куда подальше. Однако это только мечта и слова, на самом деле, доказывает нам Минаев, известный борец за духовную составляющую среднестатистического москвича, никто из Москвы, глотнув столичного воздуха, никогда не уедет, а все привереды – неудачники или лицемеры.

Сюжет минаевской «Москвы» незамысловат. Коренному москвичу, мечтающему о постановке собственного фильма, доверяют чемодан с одним миллионом долларов, который он (курьер парень, но по образованию киношник) должен доставить некому чиновнику, тот заперся в кабинете и познает гадский Twitter. По дороге к пиджаку парень встречает приятеля, угощается наркотиком и теряет чемодан, который плавно переходит то в руки нелегальных рабочих, то милиционеров, то проститутки, то сутенера, то пацанов, заехавших из Твери «на заработки», то мажору, то его девушке. Цепочку можно продолжать до бесконечности и, естественно, каждый из героев как-нибудь да связан друг с другом. Москва город маленький. Чемодан, кстати, вдобавок ко всему ищет специальный парень, решивший, что как только накопит миллион «зеленых», покинет навсегда эту гребанную страну.

История с чемоданом не только история о Москве. Герои Минаева долго и серьезно рассуждают, что они сделают с этим миллионом долларов, которые вот так запросто свалились им на голову, и заодно критикуют Москву. Москва, к сожалению, в книге не одинокий персонаж в центре внимания. Она выступает во второстепенной роли далеких родственников: про них помнят, но предпочитают забыть. Конечно, чего тут сомневаться, впрочем, все-таки лишь предположу, когда Сергей Минаев брался за написание книги, в его голове вертелась одна одинокая мысль, которая идет по всей канве повествования: как бы навредить?

Все герои Сергея Минаев специфичны, если больше: тошнотворны. Безусловно, они живут вокруг нас, и неважно столица это или какой-нибудь далекий морозный городок. Везде свои злодеи, продажные чиновники, наконец, проститутки и сутенеры. Мода теперь такая: каждый городок стремиться стать маленькой Москвой и переносит все причуды и приколы Первопрестольный к себе, конечно, не позабыв спрыснуть провинциальным соком. При всем этом, москвичи Минаева плоть от плоти асоциальные элементы и неудачники, или третий тип – кавказцы. А другие?

Разумеется, если у Минаева была задача показать за что можно и нужно не любить столицу, он справился: в город наркоманов, продажных ментов и чиновников, где всем заправляют молодые философы из Кавказа, ехать решительно без надобности.

Начиная читать книгу с вторичным и неласковым названием «Москва, я не люблю тебя» мне по первым трем главкам показалось, что автор пошел по пути другого популярного литератора, Дмитрия Глуховского, и написал свои «Рассказы о Родине» - чем не плачь и по утраченной столице, и по стране в целом. Самое обескураживающе, замени слово «Москва» на слово «Петербург», и, знаете, ничего не изменится, потому что ни Москвы, ни какого другого города в книге Сергея Минаева нет.

Сергей Минаев. Москва, я не люблю тебя. М.: АСТ, Астрель, 2012 год.