Главное сегодня |
|
29/03/2024 ВСЕ НОВОСТИ | 18+ | Политика | Общество и Спорт | Культура | Деньги | Интервью | Колонки | Фоторепортажи | Мнения |
Новости30.11 11:26
Умер бывший госсекретарь США Генри Киссинджер
Колонки«Хороших русских» все больше и большеМиллиардер Александр Мамут сбежал из России и хочет открыть «либеральное медиа», дабы прослыть на чужбине «хорошим русским» и сохранить вывезенные капиталы...Сходил на «Рождение Сталина». Оценил буфет и кислые лица зрителейПервое, что бросилось в глаза - элегантная толстая женщина в летах, демонстративно, с присущей мнимой аристократии пренебрежением к окружающим, грызущая бутерброд с красной икрой...Из России бегут, бросая семьи на границе. Снимаем про них киноНадо снимать кино. Материала столько, что, боюсь, не справимся за десятилетие. Мне в голову приходит только Михаэль Ханеке, но думаю, среди русских талантов найдется желающий, который возьмется за фильм с условным названием «Граница»...Фоторепортаж |
«Горячий август» в студёном январе
«Везде есть жизнь, и тут была своя…» Недавно меня пригласили на спектакль режиссера Дениса Замиралова «Горячий август» по сценарию Натальи Ворожбит «Смешанные чувства». Общий набросок сюжета таков: в родную деревню, узнав о возможной кончине матери, приезжает Татьяна – ныне городская и состоявшаяся женщина средних лет, успешно впитавшая в себя большинство неврозов жителей мегаполиса. Сталкиваясь со знакомым, но давно утерянным укладом жизни, Татьяна невольно натыкается на конфликт за конфликтом, как в себе, так и в отношениях с близкими. Расплывшаяся, забывшая в себе женщину, сестра Татьяны - Валя; сильно пьющий, грезящий «завязать» брат Валерик; и дочка Вали - Рита, мечтающая о легкой и беззаботной жизни; болеющая мать Татьяны, которая, стоя на пороге смерти, все еще надеется вдохнуть в семью некие смыслы, - все это бередит Татьянину душу и устоявшиеся представления. Брак Татьяны на грани распада, муж Костя отдалился от нее и, возможно, изменяет… Татьяне, чтобы продолжить движение вперед, необходимо найти себя заново. Поиск новых путей вдруг становится необходимостью для всех героев. Но сгоревший дом объединяет, прежде разобщенных, блуждающих в пустоте собственных иллюзий и разочарований героев, возвращает их к жизни, которую они разными путями пытались отрицать в угоду своим сомнениям, неверию и сложившимся обстоятельствам. Спектакль затрагивает разные пласты. Тут и русская деревня в быстро модернизирующемся мире – ее «не-успевание» за этим миром; и разность восприятия реальности между горожанами и селянами; и идея соборности русского сознания; и трагедия человека, пытающегося излечиться от своих корней бегством в мир чуждый, но манящий обещаниями успеха, а также - трагедия его возвращения; о красоте жизни в соответствии с ритмом самой природы и жестокие повороты судьбы, которые нужно принять, как данность. Ищущий зритель найдёт в спектакле свой ответ на свой вопрос. Так уж получилось, что около десяти лет я прожил в деревне. Пять лет – в высокогорьях Армении, и столько же – в русском селе, на окраине Белгородской области, чьи тучные и маслянистые земли отличаются рекордным плодородием. Жителей этих равнинно-гористых селений, отдаленных друг от друга на тысячи верст, отличало одно удивительное и ныне парадоксальное качество – все они были человечными. В их жестах, манере общения, способности ненавязчиво предложить свою помощь, в их первобытной ярости и раскаяниях - проступал рисунок человека – человека, не успевшего забыть или подвергнуть сомнению суть и смысл своей природы. Реакция критики на спектакль удивила меня еще больше, чем порадовала мысль о мотивации режиссера ставить спектакль о деревне, ее проблемах… Правдивая книга Романа Сенчина - «Елтышевы», посвященная факту вымирания русской деревни, и полное игнорирование этой книги всеми российскими литературными премиями, на которые она номинировалась, сначала посеяли во мне зерно сомнения во вменяемости судей, но, после обсуждения спектакля Дениса Замиралова – сомнений не осталось. Столичные (московские и петербургские) критики настолько далеки от проблем деревни, настолько они брезгуют прикоснуться к сельскому быту, так супротивна и не близка этим людям сама идея не-города, что любое упоминание о селе, кажется, внушает им чувство глубокого оскорбления. Словно некто заставил их внимательно осмотреть гниющий труп животного. Замечания критиков, такие как: «Почему на столе так много блюд из картошки?» или «Почему под столом стоит таз с яблоками?» - даже не претендуют на опровержения. С таким же успехом, например, нам бы пришлось объяснять вопрошающему: «Для чего человек надел шубу в тридцатиградусный мороз, если можно ходить и в шортах?», или: «Почему вы пошли к врачу, если так сильно заболели?»… На замечательные во всех смыслах вопросы такого рода лучшим ответом может стать лишь немая сцена, поскольку рациональный и внятный ответ, вероятней всего, не принесет никаких плодов при затраченных усилиях. Урбанизированность сознания многих людей достигла уровня некоего магического универсума, который, пропуская через себя любые чувства и мысли, неизменно сводит всё к проблеме удобства существования индивида в условиях высокотехнологического (читай – праведного, правильного и оправданного) Города. Даже мысли о парном молоке замыкаются на брэндах популярных производителей молочной продукции… Город живет иным. Понятно, что проблема наркоманов, геев, гонимых интеллигентов, нацменьшинств, мясоедения и парникового эффекта намного важнее проблем деревни. Но ругательно-отчужденная позиция критиков к любой попытке рассмотреть эту проблему, заострить внимание на ней, выявить ее корни и предложить возможные пути решения – угнетает и поражает. Остается надеяться, что любовь к стране, в которой мы живем, не очерчивается Садовым кольцом и питерским КАДом, а идет дальше – вглубь, туда, где колосятся поля, где горные хребты врезаются в море или из земель пышут гейзеры, где текут меж лесистых берегов реки, ревут бураны, пасутся коровы на склонах и на равнинах, опускаются туманы в низины, «окают» люди и ездят ещё трактора да мотоциклы… Подлинное искусство театра рождает отзывчивость зрителя. Как ни крути – обойдя все формальности критиков и скептиков – это так. Спектакль Дениса Замиралова меня, в общем-то, человека, привыкшего к любой форме подачи искусства – взволновал, вызвал живые ассоциации и образы. В конце концов, побудил написать эту статью. Я, получается, благодарный зритель.
Следующий спектакль: |
Метрополитен-музей в Нью-Йорке переименовал картину Эдгара Дега «Русская танцовщица»Метрополитен-музей в Нью-Йорке изменил название картины французского художника Эдгара Дега «Русская танцовщица» на «Танцовщица в украинском наряде»...Владимир Путин присвоил звание «Мать-героиня» семи россиянкамПрезидент России Владимир Путин присвоил семи россиянкам звание «Мать-героиня». Они удостоены звания за большие заслуги в укреплении института семьи, повышении значимости материнства и воспитании детей...«Макдоналдс» в Белоруссии сменит название на «Вкусно — и точка»В Белоруссии рестораны «Макдоналдс» в течение нескольких недель сменят название на «Вкусно — и точка»... |
© 2010-2024 Журнал «Шум» |
|