Главное сегодня

29/03/2024 ВСЕ НОВОСТИ
08.11.11 17:00
| Просмотров: 167 |

На «подмогу» при пожаре. «Мастер-класс» от Михаила Хлызова

Антон Черкесов

То, что наш автопром не умеет делать легковые автомобили – это до того унылая банальность что и останавливаться на ней не хочется. К российским легковушкам у нас относятся как к больному ребенку – убогий, но свой, что ж теперь… Другое дело – военная спецтехника. Этим мы гордились. Говорили «ну да, обычные машины никуда не годятся, но для военных или, скажем, пожарных мы такое выпускаем, что иностранцы завидуют. Умеем когда захотим...»

В этом у нас как-то не принято сомневаться. Тем более что служба в МЧС, приравнена к службе в вооруженных силах, соответственно, техника тоже. И если мы завидим несущуюся по улицам пожарную машину, мы всегда провожаем ее гордым взглядом: «умеем, когда…».

А кстати, знаете ли вы, что больше четверти все пожарной техники России производится на Урале? А точнее, на пяти предприятиях, входящих в составах холдинга «Урало-Сибирская пожарно-техническая компания» (УСПТК), президентом которой уже который год бессменно выступает помощник министра сельского хозяйства Челябинской области Михаил Хлызов.

Как приятно слушать его уверения, что его пожарная техника – самая надежная и мощная. Успокаивает. Понимаешь, что если где что и загорится – хлызовские «пожарки» вмиг домчатся и погасят. Он много и со вкусом рассказывает о выигранных трендах, о новых разработках, о том, что переоснастил пожарную технику с базы КАМАЗа на Уралы. (с запчастями полегче) и вообще «…производит надежную и эффективную технику для спасения людей».

Правда, не совсем тогда понятно, зачем надо было платить 50 миллионов и покупать пожарный «Mercedes-Benz Actros 3344», если существует бесподобная пожарная техника Хлызова?

Чтобы получить профессиональное мнение о машинах производства УСПТК, мы поговорили с одним из работников МЧС, Алексеем. Узнав, что его слова могут быть опубликованы, он попросил не называть его фамилию: «мало ли что…»

Разумеется, темой нашего разговора стали машины хлызовского комбината. А именно, пришедшая на баланс пожарной части, в которой работает Алексей, АЦ 5,5-40/2. С «Посевнинского машиностроительного завода».
Приведем цитату из рекламного описания машины с сайта УСПТК: «Автоцистерна обладает мощным, высокопроходимым шасси, комфортной кабиной для экипажа, просторными отсеками под ПТВ (противопожарное вооружение)». Мы и спросили. И про кабину и про отсеки и про колеса.

- …Внешне машина выглядит красиво! Два стационарных брандспойта, ящики для ПТВ. А в кабину заглянули – и приуныли. Интересно, что они думают, когда рассчитывают размеры кабин? Во-первых, страшно тесно. Во вторых крепления для дыхательных аппаратов вообще не годились. Вручную переделывали. Теперь аппараты хотя и закреплены, но стоят криво, в кабине еще теснее, коленями упираемся в самодельный крепеж. Приезжаем на пожар – тело затекло, пару минут надо, чтобы в себя прийти. А счет на секунды... Что касается «просторных отсеков», то складывать ПТВ почти некуда. Отсеки маленькие, шланги в штатные ячейки только что не ногами забиваем. Хорошо хоть ящик на крыше есть. Но и тут беда. Сама машина высокая, неудобная, трудно добираться. Это время, которого на пожаре нет. Кстати довольно скоро отвалилась внутренняя проводка - повисла как паутина. Когда посмотрели, чуть не упали – ее, чтобы не тратить сил на крепеж, простым скотчем подвязали, да так и оставили.

А зимой началось… Уплотнитель на дверях, что есть, что нет - дует сквозь него немилосердно. Печка работает, а мы ходим постуженные. В нижних отсеках машины не сделаны дренажные отверстия. На заводе про них просто забыли. Вода под нами никуда не уходит, и влажность в кабине страшная.

Покатались мы на ней несколько недель, и получили два сюрприза. Сначала cгорело переговорное устройство между кабиной и насосным отсеком. А он сзади. То есть просто команду уже не отдашь. Надо вокруг машины бегать. А второй еще хуже – правая дверь перестала закрываться. Ну ладно, громкоговоритель, это электроника, мало ли что может сгореть, но с дверью-то что? Повезли на техосмотр. Оказалось петли поставлены криво. На заводе привинтили не глядя, и успокоились. Одна из них и «заклинила». Пришлось переделывать.

Дальше - больше. Начали ржаветь пеналы для всасывающих рукавов. Потом сошла краска с цистерны для воды и с образователей пены. Посмотрели – а на заводе их красили прямо по голому металлу, без грунта. Побыстрее отделаться, а там хоть трава не расти! Так что мы теперь на ржавой машине катаемся.

Как-то зимой тушили пожар. Тушили долго, больше восьми часов. И вдруг подача воды прекратилась! Пожар вовсю, а поливать невозможно! Труба, передающая воду от цистерны к насосу попросту замерзла. Эти горе-изобретатели так спроектировали обогрев, что горячий воздух проходит мимо. Горловина забивается льдом и от машины никакого прока. Что она есть, что ее нет.

Тем более что такой как эта лучше бы не было. Через несколько месяцев на машине вылетели тормоза - порвались тормозные шланги, и выдавило сальники. Хорошо, что обошлось без жертв, а то представьте себе, как на полном ходу, обгоняя пробку, эта махина теряет управление и всеми пятью с половиной тоннами врезается в во встречный поток! Так что ездить на ней просто опасно.

- Может, просто с машиной не повезло? Всякое бывает…

- Во-первых, - сказал Алексей, - это воентехника, на «всякое бывает» она просто не имеет права. А во-вторых, он пожал плечами, она у нас не одна такая. Здесь хоть печка работает, а на другой машине той же, кстати, фирмы, обогрев сломался почти сразу. Чинить дорого, и зимой в дороге мы просто околевали от холода. Окна кабины индевели так, что обзор водителю приходилось ногтями процарапывать. Я могу и про другие пожарные части рассказать, а толку то?
Послушав Алексея, мы задумались. О какой же надежной и эффективной технике для спасения людей говорил тогда Михаил Хлызов? Неужели от том самом «Mercedes-Benz Actros 3344», который в гордом количестве одна штука был куплен за сумасшедшие деньги? Или о своих машинах, полных недоработок и поломок, которые он гонит в Части МЧС (тоже, кстати, очень недешево)? И главное, кто наживается на чужих бедах, подсовывая под видом передовой техники откровенный хлам?

Думаю, что как бы долго не разглагольствовал президент холдинга об инновациях и трендах, отвечая на заранее «спущенные в редакцию» вопросы, ответить на эти два вопроса он так и не решится…