Главное сегодня

05/06/2020 ВСЕ НОВОСТИ
23.09.11 04:40
| Просмотров: 346 |

Реабилитация Ельцина на твердую «двойку»

Павел Смоляк, «Шум»

Неделю назад телеканал «НТВ» показал художественный фильм «Ельцин. Три дня в августе». На протяжении двух часов авторы фильма доказывают, что Борис Ельцин был героем, а все остальные или чудики, или откровенные предатели страны.

Автор сценария фильма Олег Антонов, по его же словам, писал сценарий, основываясь на мемуарах Бориса Ельцина и других политиков, непосредственно участвующих в событиях августа 1991 года. Не нужно быть большим специалистом, чтобы поймать господина Антонова на лжи. Его сценарий – калька с книги писателя Бориса Минаева «Ельцин», которая год назад вышла в издательстве «Молодая гвардия» в серии «ЖЗЛ». Минаев хороший знакомый Валентина Юмашева, мужа младшей дочери Бориса Ельцина, вхож в семью бывшего президента страны и не раз за кружкой чая беседовал с Наиной Ельциной, поэтому нелепо слышать, что фильм Ельциным понравился. «Нелепо» - потому что иначе и быть не могло. Понравился – это априори, аксиома и, если очень хочется, закон.

Будь Олег Антонов немного честнее со зрителем и историей страны, к событиям, которым всего-то двадцать лет, он мог по-настоящему прочесть воспоминания других политиков или, например, многолетнего телохранителя Бориса Ельцина Александра Коржакова, выпустившего почти пятнадцать лет назад мемуары, полностью противоречащие тексту придворного биографа Ельцина Бориса Минаева. Я не говорю о политиках, которые десятки раз рассказывали об августе 1991 года в красках, детально описывая и поведение Бориса Николаевича, и Михаила Горбачева, и все остальных, кто окружал первого президента России в те три трагических дня для страны.

После просмотра фильма режиссер, продюсеры и автор сценария предстали в студии «НТВ», чтобы прокомментировать созданное. Телеведущий Алексей Пивоваров, выступивший продюсеров картины, не стал скрывать, что фильм снимали с единственной целью героизировать Ельцина, который в «Трех днях» постоянно «думает о России», а даже дитя сегодня знает, как для перемещения «царя Бориса» в американское посольство разогревали правительственные авто, а в бункере, где то и дело ночевал глава республики, наливали и быстро хмелели, в том числе тогдашний мэр столицы, да и будущий глава Москвы Юрий Лужков с женой.

Бывший министр печати Михаил Полторанин, чуть-чуть показанный в фильме Александра Мохова (режиссер еще сыграл зам начальника КГБ), например, вспоминает утро августа 1991 года темным и мрачным, а Борис Минаев, который неизвестно где был в те дни, пишет о ярком летнем деньке, ему, видимо, и подмахивает «драматург» Олег Антонов. Нет повода не доверять мемуарам главы службы безопасности президента Александра Коржакова, который вспоминает, что первым рассказал Ельцину о путче… Стоит ли говорить, что по версии Антонова и Минаева с горестной новостью прибежала дочь Татьяна. Это лишь мелочи, которые сразу бросаются в глаза, не останавливаясь подробно на самой первой сцене, когда якобы Горбачев (что с ним, где он после – не ясно), Ельцин и Назарбаев делят посты в новом союзном государстве. В той сцене тоже много вранья, как и последующее «объяснения», почему члены ГКЧП стали путчистами.

На роль Бориса Ельцина режиссер Мохов пригласил артиста Дмитрия Назарова, знакомого зрителям «НТВ» по кулинарному шоу. Назаров, чего таить, с ролью на справился. Пытаясь спародировать (а иначе не назвать) тембр голоса и мимику Ельцина, попадал впросак, стараясь выдавить из себя слова, словно тужится в сортире – Ельцин так не говорил, даже в полном опьянении или больной. Остальные актеры вовсе не заслуживают внимания. Исключение, впрочем, есть - правильно передано настроение толпы, но, вглядевшись, становится ясно, что это вставки записей реальных событий, а не удачная художественная интерпретация. Авторы «Трех дней» настолько ненавидят ГКЧП, что «трясущиеся руки» Геннадия Янаева стали почти символом картины Алексея Пивоварова и Александра Мохова. Такой же и марша Язов – русский самодур, разве что без балалайки (не хватило фантазии, а то бы вставили эпизод).

Реабилитация Бориса Ельцина удалась. Любой подросток, посмотревший фильм, «правильно» поймет события, имевшие место быть в столице 19-21 августа 1991 года. Единственное, что уже реабилитирует создателей этого «шедевра» от неминуемого расстрела, - последние кадры, точнее буквы, свидетельствующие, что после всех этих событий в России наступила ЖОПА.