Главное сегодня

07/06/2020 ВСЕ НОВОСТИ
11.09.11 13:55
| Просмотров: 152 |

«Фауст» победил!

«Шум»

Фильм Александра Сокурова получил «Золотого льва» Венецианского кинофестиваля.

Сам Сокуров в успех не верил: «Это слишком серьезное кино, и такое шумное, глянцевое мероприятие, как Венецианской фестиваль, вряд ли будет способно адекватно оценить фильм». «Это фильм, который перевернул каждого, кто его увидел», - сформулировал мнение жюри его председатель Даррен Аронофски.

Александр Сокуров, получивший «Золотого льва», назвал субботний день счастливым для российского кинематографа. «Мы все скорбим по российским ребятам-хоккеистам, но я все равно сегодня необычайно счастлив», - сказал режиссер в Венеции, получая статуэтку «Золотого льва».

Генеральный продюсер фильма «Фауст» Андрей Сигле заявил, что считает победу российского фильма закономерной: «Мы, конечно, не слишком надеялись получить «Золотого льва», но, учитывая те колоссальные усилия, которые были вложены в фильм, и ту глубин и серьезность заложенной в нем мысли, я думаю, что победа заслуженна», - сказал Сигле «Интерфаксу».

Фильм «Фауст» является четвертой, последней лентой в тетралогии Александра Сокурова, посвященной власти (предыдущие фильмы тетралогии – «Молох», «Телец» и «Солнце»).
Экранизация пьесы Иоганна Вольфганга Гете по сценарию Юрия Арабова снята в Германии на немецком языке.

Замысел «Фауста» Сокуров вынашивал больше 30 лет. «Эта работа далась нам очень непросто. Мы работали очень долго. В какой-то момент кончились деньги, и сейчас я окончательно пришел к выводу, что серьезные проекты нуждаются в принципиальных условиях, которые могли бы обеспечивать фильму независимость режиссера. Только независимый режиссер может создать действительно стоящее произведение искусства», - сказал режиссер.

Фильм снимался на немецком языке не только потому, что основное финансирование велось из Германии, а задействованы были немецкие актеры. «Как представить себе «Фауста» без немецкого языка? Герои Гете не могут говорить ни на каком другом языке. К тому же немецкий язык - необыкновенный. Он очень жесткий по сравнению с русским, и там есть много вещей, которые я, как русский человек со славянским воспитанием, не мог произнести», - заявил Сокуров.

Последний раз российский фильм выигрывал главный приз Венецианского фестиваля восемь лет назад: в 2003 году его получило «Возвращение» Андрея Звягинцева.

***

Александр Сокуров в своей речи после церемонии награждения призвал радикально реформировать кинофорумы класса А и главное - отказаться от конкурса.

В мире 13 международных кинофестивалей категории А, включая Канны, Венецию, Берлин, Москву и прочие. Во всех них традиционная схема - есть основной конкурс с призами за лучший фильм, режиссера и так далее, и несколько параллельных конкурсов. «Мне много раз приходилось говорить, что конкурсная система фестивалей класса А себя изжила. Надо придумать новую систему киновыставок и, опираясь на опыт Венеции, создавать именно киновыставки, а не конкурсные соревнования. Конечно, это может не понравиться журналистам. Но, поверьте, меньшинство не всегда заблуждается», - заявил журналистам Сокуров.

Он подчеркнул, что в Венецию приехал «не для того, чтобы получить премию, а для того, чтобы показать картину, дать старт ее жизни, приблизить к людям». «Но произошел тот случай, когда мы оказались поняты. Это бывает не так уж часто», - заметил режиссер.

В своей речи Сокуров также напомнил, что «культура - не роскошь, а абсолютно необходимое основание для развития общества», но «если культура, как и прежде, будет деликатной, мягкой, осторожной и молчаливой, нас проглотят - нас просто не будет».

***

«Фауст» не мог пройти незамеченным, настолько масштабен и амбициозен этот проект, считает киновед, член международной ассоциации критиков FIPRESCI Кирилл Разлогов.

«Картина транснациональная, в ней русского очень мало, потому что, по сути, она немецкая. Режиссер русский, снималась в Чехии, но Сокуров после "Золотого льва" стал мастером мирового масштаба», - сказал РИА Новости Разлогов.

На его взгляд, картина не могла пройти незамеченной. «Очень крупная картина, и я был уверен, что она обязательно получит приз. Это можно было предусмотреть, картина столь масштабна и амбициозная, что у нее было только два варианта: либо она категорически не понравится, будет признана неудачной и тогда это полный провал, либо это один из главных призов», - полагает киновед.

Кроме того, по мнению Разлогова, факт получения Сокуровым «Золотого льва» означает, что в конкурсе «не было картин, которые бы могли бы сравниться по масштабу замысла и качеству исполнения».

***

Как сообщается на сайте 68-го Венецианского кинофестиваля, «Серебряного льва» за лучшую режиссуру получил Цай Шанцзюнь (Cai Shangjun, Китай), автор фильма «Люди горы люди море» (Ren Shan Ren Hai / People Mountain People Sea).

За лучшую мужскую роль награжден ирландский актер Майкл Фассбендер (Michael Fassbender), снявшийся в фильме Стива Маккуина (Steve McQueen, Великобритания) «Стыд» (Shame), который также удостоился приза международной федерации кинопрессы FIPRESCI.

Лучшей актрисой признана Динни Йип (Deannie Yip, Гонконг) за роль в фильме «Простая жизнь» (Tao Jie / A Simple Life) Энн Хуй (Ann Hui, Гонконг).

Призами «Озелла» награждены: за лучшую операторскую работу Робби Райан (Robbie Ryan, Великобритания), снимавший «Грозовой перевал» (Wuthering Heights), за лучший сценарий — Йоргос Лантимос (Yorgos Lanthimos, Греция) и Ефтимис Филиппу (Efthimis Filippou, Греция) за фильм «Альпы» (Alps).

Приз Марчелло Мастроянни, присуждаемый лучшему молодому актеру или актрисе, получили японцы Шота Сометани (Shôta Sometani) и Фуми Никайдо (Fumi Nikaidô), которые снялись в фильме Сиона Соно (Sion Sono) «Химидзу» (Himizu).

Жюри премии Луиджи ди Лаурентиса за лучшую дебютную работу, в состав которого входит российский режиссер Алексей Федорченко, присудило премию «Лев будущего» фильму «Là-bas» Гвидо Ломбарди (Guido Lombardi, Италия).

В параллельной программе «Горизонты» победил японский режиссер Шинья Цукамото (Shinya Tsukamoto), картина которого «Котоко» (Kotoko) признана лучшим полнометражным фильмом.

Всего в программе участвовало 23 фильма, помимо уже названных – «Мартовские иды» (The Ides of March), Джордж Клуни (George Clooney), 2Трагедия седик» (Aaideke Balai), Вей Те-Шен (Wi Te-Sheng), «То лето страсти» (Un ete brulan), Филипп Гаррель (Philippe Garrel), «Шпион, выйди вон» (Tinker, Tailor, Soldier, Spy), Томас Альфредсон (Tomas Alfredson) «Крот» (Himizu), Сион Соно (Shion Sono) «4:44 Последний день на земле» (4:44 Last Day On Earth), Абель Феррара (Abel Ferrara) «Когда ночь...» (Quando la notte), Кристина Коменчини (Cristina Comencini), «Обмен» (The Exchange), Эран Колирин (Eran Kolirin), «Киллер Джо» (Killer Joe), Уильям Фридкин (William Friedkin), «Последний землянин» (L'ultimo terrestre), Джан Альфонсо Пачинотти (Gian Alfonso Pacinotti, он же Gipi), «Жизнь без принципов» (Life Without Principle), Джонни То (Johnnie To) и «Поля» (Texas Killing Fields), Эми Канаан Манн (Amy Canaan Mann).