Главное сегодня

29/03/2024 ВСЕ НОВОСТИ
03.09.11 13:35
| Просмотров: 165 |

Русская женщина в фотографиях

Роман Бурый

В «Лофт Проект Этажи» открылись сразу две показательные фотовыставки: «Soul» из серии Fashion Heroes Ольги Рудяк и «Про Наташу» Динары Касимовой. Две художницы представляют два мира, две художественной стратегии, два образа современных русских женщин.

Ольга Рудяк постаралась представить в своих fashion фотографиях образ современной русской женщины. В комментариях к выставке организаторы написали: «Бушующая красоты селянки, интеллигентное обаяние предреволюционной аристократки, холодная страстность актрисы немого кино,- каждая из этих граней в итоге составляет единое целое, которое в иностранных путеводителях принято называть «загадочной русской душой»,- интуитивно понятное, но так и не различимое до конца». С фотографий смотрят холодные глаза потребительской индустрии. Ухоженное лицо и экстравагантные костюмы возбуждают желание подражать.

После выставки Рудяк остается такое ощущение, как будто прочитал 100 номеров журнала «Cosmo» или «Лиза». Образы, которые уже давно широко растиражированы на ТВ и в журналах домохозяек, пришли в галерею современного искусства. И ладно, если бы Рудяк как Энди Уорхол использовала бы эти имиджи для критики существующего порядка вещей. Или как немецкий фотограф Гюнтер Закс, воспевающий гламурную молодежь 60-х. Рудяк могла найти свой стиль в изображении условной Рублевки, но молодая художница решила пойти по пути создания китчевого образа.

Ее гламурные девицы такие же реальные образы русской женщины, как и ряженые православные Беляева-Гинтовта. Название выставки «Soul», таким образом, превращается в симулякр, ничего не обозначающий знак. Чистая оболочка без основания и наполнения, которая воспроизводит идеологию потребления: ешь, рожай, подчиняйся, соглашайся, не думай. В путеводителях же сказано про «загадочную русскую душу». Так давайте ее воспроизводить. Россия-мать с ребенком, декадентка-аристократка или недоступная актриса.

Все это остается загадкой только для поверхностного взгляда как на Россию, так и на ее женщин. И барышня-крестьянка остается одна в пустой квартире с мужем алкоголиком. Фантазм не получился: крестьянка не смогла стать аристократкой. Замечу только, что у Пушкина был обратный процесс. Это барышня перевоплощалась в крестьянку и создавала социальный карнавал для того, чтобы обрести любовь. Потребительский мир Рудяк призывает к другому: не идти за своими желаниями, а подчиняться уже существующим имиджам.

Другая стратегия у Динары Касимовой, которая сделала выставку об инвалиде Наташе. Еще в пять лет ее героиня лишилась ног, но все равно продолжила жить и любить. И даже родила ребенка. Выставка показывает эту мужественную женщину в разных бытовых ситуациях: на лестнице с сигаретой, в ванной, когда она моет ребенка, на качелях. Она может быть веселой и грустной, но всегда остается свободной. Наташа не подчинилась своему физическому состоянию и общественной системе, которая исключает людей с ограниченными возможностями. Ее образ вдохновляет преодолевать сложности и не сдаваться.

Быт в фотографии Касимовой не закамуфлировано в какую-то оболочку, а представлено как неотвратимый факт. Вот она Наташа, она так живет, без вашего признания, в ужасных условиях. А вы этого не знали. Иллюзия потребительского мира разрушается и преломляется через конкретную судьбу. «Про Наташу» - это на самом деле про некрасовскую русскую женщину. И коня на скаку остановит и в горящую избу войдет. Ведь в современной России ленивых бездарных мужиков, которые продолжают утверждать патриархальный порядок, на женщину сваливается самая неблагодарная миссия: черная работа, магазины, сумки, готовка еды и окрики хама у телевизора. Русская женщина, мазохистка по природе, лучше будет терпеть всю гадость происходящего, чем совершит самоубийство.

Два мира современной России столкнулись на одном этаже в «Лофте». Интересно, что выставка «Про Наташу» заняло скромное и очень символичное пространство Белого Коридора. Проходное узкое место, где тесно уже впятером. Выставке fashion фотографии «Soul» выделили большой зал хостела. Если до конца продумывать эту метаформу, то гламурное потребительство рассчитано на таких туристов по жизни, которые довольствуются главными достопримечательностями и никогда не спускаются в притоны городов, где сосредоточена реальная жизнь.