Главное сегодня

26/09/2023 ВСЕ НОВОСТИ
19.08.11 01:10
| Просмотров: 207 |

Ольга Курносова: Питерские путчисты оказались слабаками

Павел Смоляк, «Шум»

Ольга Курносова, лидер ОГФ в Петербурге; в 1991 году – депутат Ленсовета.

У одного журналиста в статье 1993 года прочел, что вторая годовщина победы над ГКЧП разительно отличалась от первой. Сегодня двадцатая. Что поменялось, на ваш взгляд, в восприятии тех дней?

Тогда казалось, что свобода, которую мы получили в результате победы над ГКЧП, навсегда, а сейчас стало понятно, что совсем даже не навсегда. К тому же, как показывает социология, количество людей, которые воспринимают события тех дней как победу, сократилось.

Все-таки кто победил в итоге: ГКЧП или демократы? Я это к тому, что, например, на митинге, кажется, 21 августа 2010 года видел плакат «ГКЧП победил» - и это было принято всеми как должное?

В 1991 году, безусловно, победили демократы. Просто сейчас от этой победы ничего не осталось: ни свободы слова, ни свободных выборов, ни свободы собраний. Поэтому и возникает такое чувство, что ГКЧП победил с отсрочкой по времени.

Где вы были 19-21 августа 1991 года? Что больше всего запомнилось?

Все эти три дня и три ночи я провела в Мариинском дворце. Так я была депутатом Ленсовета, то, естественно, участвовала во всех событиях: в организации отрядов обороны, в заседаниях президиума и сессии горсовета, в митинге на Дворцовой, а уже позже входила в депутатскую комиссию по расследованию роли обкома КПСС в событиях путча. Кстати, мы совместно со следственной группой собрали доказательства активного участия обкома КПСС в этих событиях. К сожалению, тогдашнему руководству страны не хватило политической воли принять решения о люстрации. Во многом именно поэтому мы имеем сейчас то, что имеем.

Опять же, по утверждению некоторых депутатов Ленсовета, возврат обратно к «совку» многие почувствовали чуть ли не через неделю, а некоторые и через три-четыре дня. Когда, как вам кажется, произошел этот надлом, когда слово «демократия» перестало быть сакральным?

Не думаю, что слово «демократия» вообще было когда-то сакральным. Просто многим казалось, что демократия приведет страну к процветанию без каких-либо дополнительных усилий. Надо не забывать, что в 91 году еще не начиналась приватизация, еще не было крупных состояний в стране, поэтому участники событий со всех сторон были идеалистами. Изменения начались тогда, когда власть и деньги стали неразрывно связаны между собой. И люди, находящиеся у власти стали удерживать ее любой ценой. На мой взгляд, эти изменения начались вскоре после выборов 1996 года и окончательно оформились к 2000.

Спустя двадцать лет, какое у вас мнение о первых лицах тех дней: Борисе Ельцине, Михаиле Горбачеве, Анатолии Собчаке, Геннадии Янаеве и так далее?

Я, конечно, больше могу сказать о питерских первых лицах. Наиболее активно организовывали борьбу с ГКЧП тогдашние депутаты Ленсовета и, в первую очередь, Александр Беляев. Анатолия Собчака 19 августа в городе не было, он появился позже, насколько я помню 20. О Саше Беляеве могу сказать только хорошее, он тоже провел все эти дни в Мариинском, пока ситуация не разрешилась. Если говорить о питерских путчистах, то они к счастью оказались слабаками, поэтому в городе кровь не пролилась.

Назовите главные ошибки власти и оппозиции за последние двадцать лет?

Главная ошибка власти – сохранение себя у власти любой ценой, в том числе ценой отказа от политических свобод. Оппозиция слишком разобщена, не может сплотиться даже для того, чтобы вернуть полноценные выборы. Если оппозиция не изменится, то скоро в нашей политике появятся новые лица. И видимо уже они смогут изменить ситуацию. Это неизбежно, так как сегодняшняя власть лишает страну всякой перспективы как политической, так и экономической.

Народ сегодня в общей массе пассивен. Полагаете, новый путч возможен или все потеряно?

Я думаю, что перемены неизбежны. Каким образом они произойдут – покажет время. На мой взгляд, предпочтителен вариант смены власти в результате выборов. Но для этого нужно вернуться к выборам губернаторов и одномандатным округам. Это может начать происходить вскоре после президентских выборов 2012 года. Так что я оптимист.