Главное сегодня

29/03/2024 ВСЕ НОВОСТИ
03.06.10 01:55
| Просмотров: 340 |

Кто попадет в нацбестовскую десятку?

Андрей Рудалев
Павел Смоляк (фото)

На этой неделе станет известен лауреат литературной премии «Национальный бестселлер». В десятый раз премию вручат в петербургском отеле «Астория». Специально для «Шума» литературный критик Андрей Рудалев оценил шансы на победу финалистов «Нацбеста».

Прозрачная в процедурном смысле, вечно молодая, провокативная и в чем-то экстремальная. Это такая литературная чегевара с обязательной ярчайшей красной звездой фоном. «Нацбест» уже десять лет оживляет зевотный наш литландшафт, и тому ничего не остается и подтягивается как может. Вот даже чопорный «Букер» в 2008-ом отметил чисто «нацбестовского» автора Михаила Елизарова. В литмире – скандал, но мы же понимаем, что все закономерно... «Нацбест» сразу обозначил свою позицию вне действующего канона, он сам начал отстаивать новый канон. Революционный город подарил революционную премию.

На мой взгляд, важно, что «Нацбест» не просто постулировал личную и моментальную известность автора сразу же после утреннего пробуждения, но это, пожалуй, единственная премия, ориентированная на читателя. Для всех прочих его - бедного, сирого как бы нет. Есть совет экспертов, академиков, старейшин, аксакалов, которые время от времени благоволят друг другу в зависимости от продвижения очереди и назначают. Древний, но верный принцип «шапки», описанный Войновичем.

И здесь ведь разговор идет не об уровне лауреатов. Вопрос вкусовой. Это, как известно, всегда непредсказуемая рулетка, ну, или, как девушка за рулем... Главное в обозначившейся общей тенденции, которая пыром подвинула литпроцесс «нулевых»: искусство народу. В «Нацбесте», как правило, побеждали произведения удобоваримые для читателя, ищущие коммуникативные пути к нему, говорящие на языке, понятном для него, раскрывающие проблематику близкую и востребованную. Юзефович, Проханов, Пелевин, Быков, Прилепин, Геласимов – это все первоклассные беллетристы, не локальный литтусовочный продукт, проза которых именно заводит, как энергетик, а не удручает и не вводит в тоску. Быть может, только с Михаилом Шишкиным промахнулись, с базара его не понесешь, но это тоже, кому как...

Почему-то, когда вспоминается, к примеру, тот же «Букер» или «Большая книга», сразу параллельно сплывает денежный эквивалент этих касс финансовой взаимопомощи литераторов. У «Нацбеста» тоже есть какие-то деньги, наверное, они важны, но все же вторичны. Статус национального бестселлера многим больше.

Но хватит лирики, которая, если ее не ограничивать, может перейти всяческие границы. Теперь о финальном забеге этого года. Состав здесь, действительно, подобрался такой, что вполне подойдет клише: победителем может быть каждый.

Но для начала небольшое отступление. Немного горчинки для остроты. «Долго думал, как быть. Дело в том, что все прочитанное мной не просто плохо, а настолько плохо, что просто руки опускаются. Если ЭТО лучшее из написанного, каково же остальное? Я давно не следил за текущим положением дел, и вот прикоснулся и ужаснулся. Выбирать приходится не лучшее, а наименее омерзительное» - высказался один из членов жюри этого года Илья Стогов. Под итог он вообще предложил закрыть премию, раз все так чудовищно и отвратительно. Не берусь рассуждать о мотивации этих слов. Она может быть крайне запутанной и в то время проста: у примеру, болел у Стогова в тот момент зуб или живот... У меня зуб покамест не болит, поэтому и взгляд не такой упаднический.

Не стану сокрушаться по поводу того, что не вошло в короткий список этого года. Будем говорить по факту. Шорт, есть шорт. Не хуже и не лучше, чем в прежние разы. Чисто нацбестовская шортовая шестерка книг.

Под первым номером в этом коротком списке - Роман Сенчин. Я был номинатором, выдвигал его в длинный список премии. Хотя очевидно было, что окажусь такой не один, но другой альтернативы у меня не было. Действительно, искренне и здраво считаю, что «Елтышевы» – лучшая из читанных мною книг за сезон.

Расстроюсь, если не победит, не знаю. Лотерея ведь, дело случая, хотя и в этом всем случайном есть свой промыслительный смысл...

Сенчину вообще не везет с премиями, как-то обходят они его стороной. Ну, а в прошлом году, вообще что-то из ряда вон выходящее. Был фаворитом на «Ясной поляне» – не получил. Лидировал на «Букере», но там уж откровенно прокатили. Может все и к лучшему. Сенчин – трудоголик, он в литературе, а не в премиальном процессе. На «Нацбест» он пришел не за компенсацией. «Елтышевы» – роман, который должен быть прочитан, у него есть все основания, чтобы стать полновесным бестселлером, а не однодневной пустышкой.

Повторять громадное количество высказываний о книге, едва ли имеет смысл. Предельно реалистичная российская современность, деревня, которая не так уж часто в последнее время становится объектом писательского внимания, да и семья, которая практически совсем выпала из литературного поля зрения.

По большому счету, это одно из немногих наших современных произведений в центре, которого стоит человек, причем в традиционном для русской литературы понимании. Типичный «маленький» - очень близкий и понятный многим. Почти чеховские герои, скользящие в нравственные низины, от которых мороз по коже.

Хочется наговорить банального: зеркало, энциклопедия... а ведь, действительно, через свою простоту и доходчивость роман роднит с отечественной классикой. Это остросовременная остросюжетная книга, характерная, именно для отечественной литературы и к тому же претендующая на звание бестселлера. Необходимо только подтолкнуть роман к этому, раскачать лодку читательского внимания и уже через некоторое время сложно уже будет представить нашу современную литературу без этой книги.

Роман яркий, но в тоже время - характерная черта Сенчина - неброский. Одна из тех книг, первое прочтение которой не дает постижения глубины текста. «Елтышевы» - не камерный роман, «игры разума» автора, которые мало кому интересны. Книга как раз из разряда ориентированных на читательское восприятие. И чем больше, чем лучше он будет прочтен, тем более роман будет раскрываться.
Но хватит елея, двинемся дальше.

Очень бы хотелось, чтобы был услышан «голос с Дальнего Востока» Василий Авченко. Любители жанровой чистоты только поморщатся и скажут, что это не литература вовсе, а в лучшем случае – добротная публицистика. «Правый руль» – это роман-«метис», «мутант», особый сплав, где «публицистика» обретает художественное достоинство.

Книга Авченко несет важное послание: она говорит о разрозненной стране, разделенной многочисленными разломами. О том, что страна обретает все более условные контуры и мы, ее жители, крайне мало знаем друг друга, уже практически переходим на свои поместные диалекты, зарываемся в своих соснах. «Правый руль» - вовсе не банальная апология праворульных автомобилей, коих в Приморье большинство. Это книга о свободе, развитии инакомыслия и, естественно, любви. Уже полгода как прочел этот дебютный роман Василия Авченко, но до сих пор сочетание «правый руль» занозой цепляется за взгляд. Вот и на днях из новостного потока узнал, что в Приморье самая низкая аварийность по стране и это несмотря на аномальный руль, который официально признан более опасным...

Большие шансы и у другого участника шорта – «Капитализма» Олега Лукошина. Причем, это книга также чисто нацбестовского порядка, в финальном списке любой другой литпремии ее сложно представить. Обычно сам Лукошин по такому случаю говорит, что литературная среда – «жуткая мафия»...

«Капитализм» - стебная «повесть-комикс», доходящая порой до абсурда. Весь потенциал этого текста пока еще не выстрелил. Повесть пока известна только по журнальной публикации «Урала», нужна книга и довольно странно, что пока еще издательства на нее не позарились.

«Капитализм» – стилизованный сказ о парне Максимке, который покинул родной дом и с томиком «Капитала» Маркса под мышкой и стал примерять к себе реалии этого самого загнивающего строя, который все более пестрит оттенками рабовладельческого. Герой меняет массу всевозможных профессий: собирает овощи на плантациях, подвизается рикшей, примеряет облачения человека-бутерброда, даже бизнес малый затевал. Он скрывается от погони, не раз бывает обманут, а что вы хотели? Волчьи нравы, лоха и кинуть не... Общается с Великим Капиталистом, который является ему в «черном фраке, в цилиндре, с тростью, страшный и омерзительный». Пытается он, супостат переманить парня Максимку на свою сторону, сулит блага разные и жизнь медовую. Постранствовал, поскитался Максим по капиталистическим весям и под конец пошел на него войной на полное истребление: «Не будет больше на земле капитализма! — шепчет он. — Не будет больше эксплуатации! Новый мир будем строить! Свободный, справедливый! Господи, какая же жизнь сейчас начнется!»

Вот и Лукошин идет войной на современный литпроцесс. Что-то да получится. Главное, чтобы война не трансформировалась в игру в солдатики.

«Люди в голом» - это также дебютный роман. Андрей Аствацатуров – филолог, петербуржец (кстати, уроженцев Питера в этом году ровно половина списка). Здесь не абсурдистская игра, а сама обыденная реальность становится абсурдной, по крайней мере, очевидные симптомы высвечиваются. Жизнь обретает фарсовые оттенки, а сами герои по мере повествования разоблачаются, обнажаются, становятся неприкрытыми наедине со своими плюсами и минусами, пороками и добродетелями, ощущаются маленькими детьми.

Наверное, это не шедевральное произведение, но дающее ощущение общения с необычайно симпатичным человеком, который может заинтересовать и вкусно рассказать о любой глупости, причем держит внимание до самой последней страницы. Как у читателя, у меня создалось ощущение беседы с автором, который без пафоса, но с обаятельным юмором рассказывает о себе. Я его видел, слышал, разговаривал с ним. Это большой талант быть с читателем на одном уровне, но без панибратства, без заигрывания с ним.

«Людей в голом» сложно воспринимать отдельно от автора. Получится как рассказ третьего лица о человеке, которого никогда не видел и совершенно не представляешь его, а потому и особого интереса к этой персоне не испытываешь. Легко можешь отмахнуться, сказав: глупости все!

Да и сам автор признается, что «в книгах нечего ловить и нечего искать. Их сочиняют для того, чтобы превратить неорганизованное людское стадо в организованное». Организация стада возникает при отладке коммуникации внутри ее, между разрозненными членами, тогда и появляются элементы понимая. Эта, отнюдь не исповедальная, но коммуникативная цель и стоит перед Аствацатуровым. Он, будучи преподавателем, пытается удержать внимание аудитории, заворожить ее. Отсюда и получается перескакивание с одной темы на другую, «огрызки из отрывков», ковыряние в мелочах.

Не шедевральная, но очень симпатичная книга. По моим гадательным прикидкам на лидерство в шорте не тянет, но от этого и любопытнее. Будем ждать от Аствацатурова второй книги, чтобы окончательно составить мнение о том, что хочет и может в литературе этот питерский филолог с неудобопроизносимой фамилией.

Роман «Крещенные крестами» главного художника БДТ им. Товстоногова Эдуарда Кочергина: 1945 год, детский спецприемник НКВД, побег семилетнего пацана, сына «врага народа» и долгий многолетний путь из Омска до Ленинграда. Модный по нынешним временам антураж сталинской эпохи, достаточно вспомнить 800-страничный «Каменный мост» Александра Терехова... Однако здесь силу повествованию предает то, что автор рассказывает о своем детстве, а о личном прохладно невозможно написать: «Пятым днем мы с Бубой опять чёпали по железнодорожным путям, чёпали почти весь день. На нашем полустанке ничего не останавливалось. К ночи подошли к Увтюге. Там уже всё было спокойно. Переночевали под колодою снегооградительного забора на еловом лапнике и сене. От холода спасли ватники, отданные нам мостостроителями. Поутру на очередном товарняке двинули в шангалы — столицу Устьянского края. шангалы запомнились лозунгами-призывами вроде «Шангальцы и шангалки! Будьте бдительны!» и «Славу родины умножь, что посеял, то пожнёшь!»

Я бы на него не поставил, но прочесть порекомендовал.

Из претендентов остался Павел Крусанов с «Мертвым языком». Он также вполне может рассчитывать на главный трофей. В зависимости от того, как звезды сложатся 6 июня. Он, как и Сенчин, не баловень премиальных сюжетов, но, во-первых, дома и стены подыгрывают, а во-вторых, если уж не «Укус ангела», то «Мертвый язык» должен как-то убедить многозначительной символикой и смыслами. Если у Аствацатурова люди обнажены, по большому счету фигурально, то у Крусанова голые граждане шляются по Питеру до первого милиционера. Главный герой романа почему-то предсказуемо – представитель питерского андерграунда.

Пересказывать книгу не буду. Честно говоря, Крусанов не мой автор. До сих пор не могу постичь и пристраститься к его книгам, но вполне допускаю, что он – отличный писатель, но, так скажем, на любителя... Этим «на любителя» и не вписывается он в нацбестовскую концепцию. Хотя, кто знает, что произойдет в июньский вечерок в гостинице «Астория»?..

По личным ощущениям могу сравнить его с Сергеем Носовым, который для меня более удобоварим. При всех симпатиях к Носову, пока еще - это автор шорта, то есть первого списка, но не лауреат. Работает на своем уровне, но пока не выстрелил. С Крусановым примерно схожая ситуация. Хочется удивления, но все довольно предсказуемо.

Из тех, кто удивил в этом списке – Сенчин, Авченко и Лукошин. На мой взгляд, они и будут бороться за главный трофей. Ведь это «Нацбест» - премия, любящая удивление. 


Победители прошлых лет
2009 Андрей Геласимов «Степные боги»
2008 Захар Прилепин «Грех»
2007 Илья Бояшов «Путь Мури»
2006 Дмитрий Быков «Борис Пастернак»
2005 Михаил Шишкин «Венерин волос»
2004 Виктор Пелевин «ДПП <NN>»
2003 Гаррос-Евдокимов «голово[ломка]»
2002 Александр Проханов «Господин Гексоген»
2001 Леонид Юзефович «Князь ветра»


Андрей Рудалев
Родился в 1975 году в городе Северодвинске Архангельской области. В 1997 году окончил филологический факультет Поморского государственного университета. В годы учебы в вузе плотно занимался медиевистикой. Тема дипломной работы: «Символика «пути» в средневековой гимнографии 11 века». По завершению университате два года работал там же на кафедре литературы. После был охранником в ночном клубе, замредактора в рекламной газете, корреспондентом местной общественно-политической газеты, пресс-секретарем Совета депутатов Северодвинска.

Участник Форумов молодых писателей в Липках, семинаром для писателей, пищущих для детей. Лауреат литературной премии «Эврика!» (2006 г.). С критическими заметками выступал в журналах: «Вопросы литературы», «Дружба народов», «Октябрь», «Москва», «Континент», «Наш современник», «Урал», «Двина» (г. Архангельск), «Север» (г. Петрозаводск), «День и ночь» (Красноярск), «Аврора» (Санкт-Петербург), сборнике «Новые писатели» (выпуск второй, г. Москва), газетах «Литературная Россия», «Литературная газета», «Завтра», День литературы» «Экслибрис НГ».