Главное сегодня

03/06/2020 ВСЕ НОВОСТИ
20.07.11 19:05
| Просмотров: 264 |

WeAk-end в Париже

Павел Поляков

Пора придумать компьютерную программу, которая бы делала из обычной фотографии Парижа картину. Размазывала очертания, меняла цвет... Или такая уже есть? Тогда ей самое место на выставке «Weekend в Париже», которая открылась в весьма тесных стенах Start-Академии.

Пожалуй, нет такого города, более пострадавшего от славы как Париж. На Петербурге лежит печать его трагической судьбы, да и Россия не так известна европейской культуре, как нам того хочется. Рим настолько древен, что интересен каждый камень. Лондон и Берлин сильно изуродованы современностью.

Впрочем, есть то, что объединяет все великие города. На них хочется взглянуть с другой стороны. Это я искал на выставке. А что мы видим? Все тот же гламурный Париж. Город-праздник, как сказали на открытии вернисажа. Иногда по речам организаторов было трудно понять, что это: выставка или реклама турпутевки.

Кожиро Акаги - японец, живущий во Франции. Но его картины больше показывают происхождение автора, чем Париж. Они выполнены в двух стилях, типично японских по виду. Цвет либо красный, либо зеленоватый. «Салют в Париже». Узнаваемо.

Жан-Мишель Матье-Мари - архитектор, бросивший архитектуру ради живописи. Его работы черно-белые, похожи на проектные эскизы зданий и ансамблей. Остров Сите и Нотр-Дам. Привычно.

Надежда Касаткина. «Клумба. Париж». Ирина Касперская. «Фонарь в Париже». Валерий Леднев. «Художники Монмартра», «Вход на Монмартр». Анна Филимонова «Пионы на балконе»…

Необычный Париж есть только у Оскара Рабина. Каюсь, подумал, что он француз (имя интернациональное). Наш. Даже связан с «бульдозерной» выставкой в Москве. Лишен гражданства, эмигрировал во Францию. Нервными линями изображены полицейские машины в историческом центре. Современный город врывается в привычный пейзаж. В другой работе это противопоставление более явно. На вид старого Парижа наложен киоск с видеодисками эротического содержания. Девушка на афише даже не нарисована, это фотография.

Вы можете возразить: неужели другой Париж это только изнанка жизни? Нет. Но нарисуйте хоть что-то незаметное туристам, благо никакой глубокой идеи ваше творчество не несет. Сделайте его разнообразнее.

Ведь чтобы посетить выставку обыватель должен уделить ей часть вечера после тяжелого рабочего дня. Не лучше ли сходить в Эрмитаж, а то и пролистать альбом с лучшими произведениями в этих жанрах?

Выставка как шаблонная иллюстрация учебника живописи уже давно стала типичным явлением. У каждого автора свой стиль, подражающий кому-то из великих. Привычный набор тем. Интересен механизм, по которому ничем не примечательные работы попадают в известные музеи и галереи. Одна тусовка? Профессиональная работа агентов, экспертов и аукционных домов?

Возможно, эти вопросы бы не возникли при научно-популярном подходе организаторов. Проще говоря, надо объяснять, чем эти авторы отличаются от рядовых ремесленников живописи Монмартра. Что пугает? Скучность научного языка, трудность терминов? Так для этого вы и получаете гуманитарное образование.

Вот какими пассажам описана выставка в буклете. Автор – «искусствовед, член Международной ассоциации искусствоведов»: «Модно слетать в Париж на уикенд, модно сжевать что-либо французское… Легкость и философичность, простота и аристократизм, лаванда и лаванда, роскошь и судьбы, кофе и разговор ни о чем, о мировом, о сложно и великом, об искусстве, о Франции, о российском, о самолете, о вечере, утре и дне во Франции…»

Этот поток сознания идеально подходит для заполнения интересов женской анкеты «ВКонтакте». Но какие выводы о художественной ценности работ можно сделать? Такое ощущение, что сам автор не воспринимает этих художников всерьез. Словно устроили в художественной школе выставку исключительно для учащихся. Или работы самих учеников. Можно устроить занятный эксперимент. Дать задание клиентам StartАкадемии нарисовать что-то парижское. И повесить рядом с мэтрами. Если не дотянут ученики, то позвать любимых мною художников с Невского.

Выставка работает до 7 августа по адресу: Санкт-Петербург, ул. Ломоносова, дом 1.