Главное сегодня

28/11/2023 ВСЕ НОВОСТИ
19.07.11 18:20
| Просмотров: 188 |

Каждый сто пятидесятый

Марта Иванова, «Шум»

В рамках II Санкт-Петербургского кинофорума прошло несколько круглых столов, посвященных самым актуальным темам в мире. В рамках одной из таких встреч главный редактор журнала «Сеанс» Любовь Аркус показала рабочие материалы первого в России фильма об аутизме.

В Европе и США темой аутизма давно никого не удивишь. Молодые и прославленные режиссеры снимают картины, пытаясь помочь мальчика и девочкам, больным страшным недугом адаптироваться в жизни, привносят в их судьбу-тупик новое. К сожалению, в России официально до сих пор нет болезни «аутизм» и, следовательно, людей с подобным диагнозом тоже.

«Все мы в каком-то смысле аутисты», - сказал знаменитый режиссер Фридрик Фридрикссон, снявший фильм «Солнечный мальчик», в котором рассказывается о Маргарет, матери, которая готова сделать все, что в ее силах, чтобы помочь своем 11-летнему сыну Кели, страдающему от аутизма.

Исландский кинематографист признался, что очень чувствительно всегда относился к подстриганию ногтей, и когда принялся снимать свой фильм, оказалось, что такие чувства свойственны аутистам. По его мнению, во всем мире нет единого решения проблемы аутизма, он у каждого разный, поэтому и подход к любому аутисту должен быть индивидуальный.

Молодой режиссер Триша Риган считает, что аутизм – тяжелая напасть для многих семей. Ее фильм «Аутизм. Мюзикл» рассказывает историю пятерых детей из Лос-Анджелеса, страдающих аутизмом, которые участвуют в репетициях и постановке собственного мюзикла.

Когда Триша начинала снимать фильм, она ничего не знала об аутизме. На ее столе лежали обычные бумаги с цифрами, да и только. В 1980 году аутизм был сравнительно редким расстройством: в США его диагностировали у одного ребенка из десяти тысяч. В наши дни – у одного из ста пятидесяти.

«Я начала съемки фильма с того, что обычные люди рассказывали о нормальной жизни. Аутизм в этих семьях – часть нашего мира», - сказала Риган. По ее словам, она сделала фильм не об аутизме, а о людях, пытающихся добиться того, что у них никогда не может получиться.

«Мы совершенно случайно оказались в этой теме, - сказала главный редактор журнала «Сеанс» Любовь Аркус. – Думали чуть-чуть побудем, потом уйдем». Однако, по словам критика, ее жизнь с тех пор серьезно изменилась. Вникнув в проблему болезни, Аркус с дрожью рассказывает, как ребенок-аутист, потеряв родителей в России, попадает в положение «сейчас будут убивать». «Это не преувеличение», - тяжело добавила редактор «Сеанса». Она рассказала, что показывала черновики фильма друзьями и каждый в героях картины находил себя. «Кто из нас не аутист?» - словно за Фридрикссоном повторила Аркус.

Отрывки из фильма Аркус «Аут» - страшное зрелище. После просмотра рабочих материалов зал долго молчал, сложно было нарушить паузу. На экране Любовь показала три года из жизни Антона, веселого парня, который пытается победить свою болезнь. Открытый молодой человек, однако, не находит понимания у «обычных» жителей деревни. Антона везут в специализированную больницу. «Хочу сказать, что все закончилось хорошо», - сказала Аркус, прокомментировав жуткий конец одного из кусочков «Аута».

На критика Андрея Плахова рабочий материал фильма «Аут» произвел большое впечатление. Он подчеркнул, что фильм об аутизме не должен быть аутистичным. «Необходимо находить путь к эмоции». Об этом говорил и режиссер Мишель Скотт, снявший фильм «Мальчик и лошади». В кино сложно показать, что чувствует ребенок-аутист, а показать это – главная задача режиссера, полагает техасец.

Среди знакомых режиссера Бориса Хлебникова есть родители больных аутизмом детей. «На людей сваливается горе и ответственность за детей, но всегда в таких семьях я видел только счастье», - сказал он. Больной ребенок, считает Хлебников, это повод подумать о смысле собственной жизни. А поэт Дмитрий Воденников лишь увидел «огромный водораздел» между жизнью аутистов в России и США.