Главное сегодня

13/08/2020 ВСЕ НОВОСТИ
17.07.11 22:50
| Просмотров: 253 |

Кино без продолжения

Павел Смоляк, «Шум»

В Петербурге прочти  незаметно для горожан прошел II Международный кинофорум. В день открытия фестиваля вице-губернатор и глава организационного форума Алла Манилова обещала, что форум станет главным мировым событием в области кино, а также настоящим подарком для петербуржцев. Спустя неделю остается констатировать: нас обманули.

Второй международный форум делался на коленке – чего не скрывают организаторы мероприятия. Госпожа Манилова не без устали повторяла, что фестиваль в 2009 году задумывался как часть обширной программы к 65-летию победы СССР над фашистской Германией, а не нечто новое в повседневной культурной жизни Санкт-Петербурга. Кинофорум 2011 года – спонтанное, но необходимое городу событие, - с этим, наверное, согласятся все, однако без основной идеи невозможно создать настоящий громкий и интересный праздник для любителей киноискусства.

Министерство культуры России, в обязанности которого входит поддержка подобных мероприятий, полностью проигнорировало II Петербургский кинофорум. Из официальных лиц на открытие фестиваля приехал разве что председатель Комитета по культуре Государственной Думы, а также было зачитано приветствие премьер-министра России Владимира Путина, но и он, этот привет ВВП, скорее всего, результат старых приятельских отношений с авторами форума.

Об организации фестиваля стоит сказать подробно. Любой фестиваль, будь это знаменитые Каннский или Берлинский, или наш отечественный Московский, прежде всего, главное городское светское событие, если не года, так месяца. Обычно в дни фестиваля город преображается, а улицы заполняет звезды кино. В этом году звездные имена организаторы держали в секрете до последнего. Сложись впечатление, что ни с кем из более-менее знаменитых деятелей кино договориться не удается.

В конце концов, главными гостями фестиваля стали давно забытые, но все равно любимые советским зрителем Настасья Кински, Стефания Сандрелли, Кароль Буке и Орнелла Мути, последняя стойко (видимо, по условиям контракта) перенесла все пять дней форума. (В дни фестиваля в городе гостил актер Джон Малкович, но почему-то на кинофорум его не пригласили.) Организаторам, к сожалению, не удалось компенсировать нехватку иностранных знаменитостей российскими. В Петербург приехали лишь Марлен Хуциев (ретроспектива его фильмов шла в «Доме кино»), Вера Глаголева и Павел Лунгин. Филипп Киркоров, Анна Нетребко, Анастасия Вертинская и Игорь Костолевский приехали исключительно на церемонию открытия в Михайловский театр.

Сама церемония была организована в лучших традициях деревенских дискотек. Перед театром постелили красную дорожку, сделали два необходимых «загона» для журналистов и любопытных (их выбирали через социальные сети, всего 400 человек). Участники и гости форума приезжали на автомобилях, ведущий (которому стали через десять минут кричать «Заткнись, козел!») объявлял имена и регалии появившихся на дорожке. Фанаты издавали невнятный гул, доносились слабые аплодисменты и гости, оказавшиеся практически в одиночестве на площади Искусств, не знали, что делать, шли себе, иногда по просьбе директора форума Олеси Ганкевич останавливались «для фотографии».

Внутри Михайловского театра катастрофа продолжилась. Организаторы не догадались сообщить ведущим церемонии, что во время проекции изображения на большой экран нужно отойти в сторону, в итоге половина картинки обрамляли силуэты народных артистов. Анне Нетребко и Филиппу Киркорову пришлось петь и плясать вокруг тумбы, которая осталась после Костолевского и Вертинской (ведущих церемонии открытия). Разумеется, не обошлось без разделения «наших» и «чужих». Если сценарист Рустам Ибрагимбеков в представлении ведущих был всего лишь «народным артистом Азербайждана», то, например, представляя ту же Кински на эпитеты не скупились: блистательная, великая, замечательная, знакомая миллионам и так далее.

Организацию фестиваля со знаком «минус» оценили журналисты, которых, по словам медиадиректора мероприятия Инны Карпушиной, было целых 700 человек. Пресс-центр форума расположился на последнем этаже отеля «Европа». Тут любой журналист мог воспользоваться компьютером, подключенным к интернету. Всего таких компьютеров было двадцать штук, и ими, надо отметить, активно пользовались одни и те же люди. Подумать, то двадцать потертых ноутбуков хорошо дополняли просторное помещение, другой цели у них, наверное, не было. Трудно представить, что кто-то из профессионалов мог набивать заметки в душном зале, где на протяжении недели форума почти ничего не происходило. Желанный многими wi-fi отсутствовал. Порой даже отсутствовала стойка с водой, а кофе-брейк из заявленного часа (на этот час, как правило, выходило какое-то мероприятие) длился от силы семь минут, так как три литра сока, разлитого в бокалы, на всех не хватало, зато был кофе, но тут следовала отстоять очередь и немногие были готовы ради чашки бесплатного напитка потратить тридцать, а то и сорок минут. И последнее: устройство для синхронного перевода выдавали только под залог 1000 рублей.

Единственный человек, которыйе жил форумом, - критик Андрей Плахов. На фестивале он выступал в роли программного директора. Благодаря его активности для конкурсной и неконкурсной программ были отобраны в основном российские премьеры, но, увы, большинство петербуржцев и гостей города они не заинтересовали. За неделю показов фильмы фестиваля посмотрело не более 40 тысяч человек. Главный приз кинофестиваля достался иранскому режиссеру Асгару Фархади за картину «Надер и Симин: развод». Приз победителю на торжественной церемонии закрытия кинофорума вручил кинодраматург Рустам Ибрагимбеков, возглавлявший жюри этой конкурсной программы. В 2011 году этот фильм был удостоен «Золотого медведя» и приза экуменического жюри на Берлинском кинофестивале.

В рамках форума состоялось несколько по-настоящему знаковых событий. Во-первых, французская актриса Кароль Буке и российский режиссер (часто снимающий на французские деньги) Павел Лунгин подписали соглашение о создании Франко-российской академии кино. Режиссер Константин Лопушанский объявил о создании «Высшей школы кинематографического мастерства», в которой бесплатно смогут повысить свои знания молодые режиссеры. Специально для них в школе будут преподавать Владимир Бортко, Андрей Звягинцев, отец и сын Германы, Борис Хлебников, Кшиштоф Занусси, Александр Роднянский, Игорь Толстунов, Марина Фокина, Алексей Учитель, Валерий Тодоровский, Сергей Сельянов, Юрий Арабов, Юрий Коротков, Авдотья Смирнова, Татьяна Москвина, Анжелика Артюх, Любовь Аркус, Андрей Плахов и другие.

Неделю молодые кинематографисты из России и ближнего зарубежья провели в городе «Метрополис» в Репино, созданного по инициативе режиссера Александра Сокурова. «Метрополис» не имеет аналогов в мире и в значительной степени этот город стал единственным событием форума, которое достойно внимания большинства. Чтобы попасть в Репино молодые авторы кино поучаствовали в конкурсе. Из 500 заявок было удовлетворено только 125, а из 125 профессиональные отборщики выбрали 15 непрофессиональных фильмов, которые приняли участие в специальном конкурсе, по итогам которого четыре художественных клипа удостоились наград.

На итоговой пресс-конференции форума много говорили о следующем фестивале. Вице-губернатор Алла Манилова в личной беседе с автором «Шума» сказала, что никто не знает имени будущего губернатора Санкт-Петербурга, однако «форму ничего не угрожает». Андрей Плахов заявил, что будет реагировать на конструктивную критику, подтвердив, что надеется на продолжение. Только президент II Санкт-Петербургского международного кинофорума Алексей Герман честно признался, что не рассчитывает на форум в 2012 году. «Не знаю, что будет», - сказал режиссер.