Главное сегодня

13/08/2020 ВСЕ НОВОСТИ
06.07.11 18:30
| Просмотров: 251 |

Шаргунов нашего времени (ВИДЕО)

Анжелика Клыкова, «Шум»

Новая книга Сергея Шаргунова – похоже, продолжение нашумевшей поэмы «Ура!», которая в начале нулевых крепко укрепила молодого автора на писательском поприще, пододвинув советских классиков и расцветших в ельцинскую эпоху сектантов постмодернизма и примитивного реализма.

«Книга без фотографий» - автобиография молодого человека, которую можно сравнить разве что с прозой юного Эдуарда Лимонова, но так всегда – если пишешь о себе, ярко, увлекательно, красиво и современно, значит – «Эдичка». Книга Сергея Шаргунова стоит особняком, не выписывается ни в какие границы и подпадает сразу под несколько жанров. Биография, но без имен, одни намеки – пойди разбери, где художественный вымысел, а где правда. Надо ли это?

Жизнь писателя Шаргунова – начинка захватывающего романа, и верно посудил автор: почему не использовать ее, чуть приправить вольностями, позволенными любому сочинителю. Герой книги стремительно растете. Вот он мальчик Сережа, чей папа, священник, хранит в советской квартирке останки последнего российского императора. Потом школа, а позже факультет журналистики МГУ. Глава «Бабушка и журфак» написано с особой любовью, тонкостью и нежностью.

«- Сереженька, а ты кем учишься-то?
- На журфаке.
- На жука?»

Книжный Шаргунов боек и инициативен. С легкостью и верой принимает совет дядьки Болбаса идти в политику, сколачивает движение и называет его в честь своей книги «Ура!». Судьба необычайно благоволит Шаргунову и не дает расслабиться, испытывает на прочность. Резкий взлет в политике: без пяти минут депутат, машина с охраной, заискивания и… Несколько дней – и конец. Ничего не было, мираж, сон, сказка, вычитанная у коллеги по ремеслу.

Вереница событий в жизни литературного Сергея подтверждает известные слова – все, что не делается, к лучшему. После падения следует новая жизнь, ошибочно кажущаяся похожей на прошлые вздохи. Герой Шаргунова – тот самый Печорин из «Героя нашего времени» Лермонтова. Да и от самого Михаила Юрьевича что-то в Шаргунове есть. Любовная лирика перемешивается с запахом крови, война – одна похожая на другую, революция – бессмысленная вражда одного народа. Писатель с любопытством исследователя следит за происходящим вокруг, принимает местные нравы, будь это Чечня или Осетия, тем паче какая-то дикая Киргизия.

Тема войны – отдельная тема романа (повести, сборника рассказов). В «Книги без фотографий» нет боевых действий, одни персонажи на обочине. В республике Рамзана Кадырова давно не стреляют, и Сергей, сбежавший из предательской Москвы, живет в доме учителя, отца девушки-милиционера. Шаргунов смотрит футбол, а вечером в компании ментов, чьи руки по локоть в крови, пьет водку, больше слушает, чем говорит. Перед отъездом, спасая жизнь, перед дулом автомата напевает песни Тимура Муцураева. В Осетии слышен шепот пуль, но нет войны, ошметки человеческих тел (мертвых и пока еще теплых), русские солдаты, воющие из интереса. Все, ничего больше.

«Я полетел на войну. Занял денег у знакомых – и полетел. Не по чьему-то заданию, по своему хотению… Война – это каша. Уверен, любая война. Даже самая справедливая. Но войне побывав, чувствуешь стыд. Как будто виноват. Ты уезжаешь, а они, все, кого видел, остаются».

Сергей Шаргунов мечется из страны в страну, из российской глубинки в другую, полную абсурда землю. Он продолжает путешествовать «по своему хотенью», принимает приглашения друзей. Молодого сочинителя, что, однако, не удивительно, окружают фаталисты подобные ему, живущие одним днем и мало думающие, как, где, чем опохмелиться (во всех смыслах слова) сомнительным утром.

«Книга без фотографий» - история бесцельного (или сакрального для читателя, но вполне понятного автору) побега, поглощающего все физические силы молодого человека. Быть может, отсутствие фотографий – не стечение обстоятельств: разбили камеру, заставили стереть снимки, украли телефон; а закономерность, ведь книга на то и книга, чтобы нужные фотографии читатель вклеивал сам.

Сергей Шаргунов. Книга без фотографий. М.: Альпина нон-фикшн, 2011 г.