Главное сегодня

01/06/2020 ВСЕ НОВОСТИ
04.07.11 04:35
| Просмотров: 177 |

Обитатели времени Олега Ланга

Роман Бурый

В галерее современного искусства Al Gallery открылась выставка московского художника Олега Ланга. Любители примитивизма смогут окунуться в мир сказочных существ и маленького человека.

Олег Ланг довольно известный художник. Его работы выставлены в Третьяковской галерее и Русском музее, ретроспективная выставка прошла в Московском музее современного искусства. Ланг в основном рисует абстрактные крупноформатные работы. Но в Петербурге художник представил свою фигуративную живопись. Организаторы выставки решили в период угасания белых ночей обратиться к категории времени и его обитателям.

Единственная крупная работа с сине-голубым фоном открывает идею всей выставки. Картина «Петр и Павел час убавил, Илья Пророк час уволок» представляет фольклорный сюжет о развитии времени в России. 2 августа - Ильин День считается световой границей, когда ночь снова берет власть в свои руки, и день становится на час короче. Природные изменения – постоянны и цикличны, они не зависят от человека. Тема изменения времени и света - это, конечно же, петербургский сюжет.

В фольклорном сознании Петербург - город Антихриста Петра, где господствует темнота и мрак. И белые ночи становятся аномалией для художников. Это время чудес и новых открытий. В своих миниатюрных, иногда даже крошечных работах Олег Ланг обращается к сказке и судьбе маленького человека. Крупная работа в центре создает цветовой контраст с миниатюрами в черно-серо-грязно-зеленых тонах. В мире Ланга живут кузнечики с человеческими головами, волки и бабочки, писающие мальчики, праведницы. Фольклорная культура всегда была полем свободы в тоталитарной стране. Поэтому русскому художнику так близок образ юродивого. Искусству, которое зажато в тисках образов масс-медиа, остается обращаться к народному сознанию, к сказкам, преданиям. Эта попытка художника все-таки прорваться к какой-то истине маленького человека, еще все-таки не до конца задушенного мейнстримом.

Уход в наивное или примитивное искусство - популярный жест со времен петроградских авангардистов Ларионова и Гончаровой. Но тогда, в начале XX века, такой жест воспринимался как протест против буржуазной живописи салона. После подобный жест в новом качестве арт-брюта Дюббюфе был реакцией на рациональную мировую войну. А в 80-х на нью-йоркской сцене появился новый художник Жан-Мишель Баския, который использовал наивное искусство как прорыв к африканской субкультуре в Америке. Конечно, всегда все сравнения хромают. И все же Олег Ланг использует определенные жесты, которые были уже в истории. Поэтому не замечать этого, было бы ошибкой. Его живопись - продолжение ларионовской-хармсовской традиции. Ларионовской - по форме, хармсовской - по содержанию. Маленькие работы представляют случаи из жизни: «Сон под забором», «Следующий, на допрос!» и т.д. Человек сталкивается с абсурдом времени, и все, что он может сделать, это плыть по течению.

Эти сюжеты иногда даже выходят из рамки картины. Ланг берет пустые коробки из-под угля для рисования, обматывает их холстом и разрисовывает также бока коробки. Картина получается как шкатулка, с продолжением сюжета на разных границах пространства художника. Сюжет уже не плоский, а переходит в объемный формат. Картины- миниатюры XVIII века трансформируются в XXI веке в грубые коробочки, где виден не закрашенный холст, скрепы, грубый мазок краски.

Художник через фольклорность и сказочность прорывается к грубой реальности повседневной жизни. Там есть насилие, бесприютность, заброшенность и одиночество.

Выставка продлится до 18 июля.